Введение:
В традиционной, исторически сложившейся методике изучения природы и общества наряду с уроками рассматриваются и экскурсии.
Экскурсия, как одна из форм учебно-воспитательного процесса, открывает широкие возможности для организации творческой работы учащихся, имеет ог-ромное значение для физического развития детей, развивает самостоятельность и привычку к труду, наблюдательность и инициативность. Актуальность проблемы мы видим в огромном обучающем и развивающем значении экскурсии.
Особая роль в развитии экскурсионной формы обучения принадлежит А. Я. Герду, который считал, что преподавания естественноведческих наук должно, по возможности начинаться в саду, лесу, поле и экскурсии должны служить дополне-нием к урокам, должны показать детям взаимоотношения царств природы и свя-зать приобретенный детьми опыт в одно целое. Методикой проведения географи-ческих экскурсий занимались практически все известные педагоги и методисты К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, Н. М. Верзилин, Т. А. Ильина и многие другие.
Экскурсия, как форма обучения в деле воспитания экологической культуры школьников используется крайне неэффективно. В современных условиях проис-ходит явная недооценка такого важного направления, это проявляется в сугубо де-ловом подходе учителя, на первый план выдвигаются только образовательные за-дачи. Серьезное возражение вызывает и утвердившаяся в школе методика органи-зации наблюдения во время экскурсии. Как правило, природные объекты рассмат-риваются по команде учителя. Все эти факты указывают на необходимость изуче-ния методики проведения географических экскурсий. Исходя из сложившихся противоречий, мы можем сформулировать тему исследования: «Роль и место гео-графических экскурсий в учебно-воспитательной работе».
Глава 2:
Подготовка начинается с составления тематического годового плана, где оп-ределяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскур-сии учитель должен ознакомиться по литературным источникам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляются их описания.
Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осу-ществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект экскур-сии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу учащиеся бу-дут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, вы-воды, то есть окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Оборудование экскурсии. Для успешного проведения экскурсии необходи-мо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение.
Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тет-радь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши.
Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и ха-рактером заданий.
Технология проведения экскурсии включает информационную и рабочую части.
Информационная часть – это рассказ, объяснение учителя, специалиста, экс-курсовода в музее, на природном объекте, на предприятии.
Рабочая часть – исследовательская и регистрационная деятельность учащих-ся (сбор материала, коллекций, измерения, описания и зарисовки, фотографирова-ние).
Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает уча-щимся цель, план и маршрут экскурсии, раздаёт задания для самостоятельной ра-боты. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в при-роде, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины.
Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоя-тельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии пособий. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные индивидуально каждо-му учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсан-там, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
Основное требование – это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор материа-ла, наблюдение за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочее.
Заключение:
В нашем исследовании мы пришли к выводам:
1. Потенциал экскурсии значительно больше, использовать его надо шире и активнее. Учителю следует осмыслить положение школьника на экскурсии. Именно здесь он может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Необходимость проведения экскурсий за-ключается в том, что изучение природы невозможно представить без непосредст-венного наблюдения.
2. Мы рассмотрели и изучили труды педагогов и учителей географии и опре-делили, что каждый педагог отмечает важность географических экскурсий.
3. Изучили методику организации и проведения географических экскурсий в основной школе.
4. Проанализировали формы организации учебно-воспитательного процесса, выяснили, что экскурсии чаще всего отводят второе после урока место.
5. Определили место экскурсии в учебном процессе основной школы.
6. На основе эксперимента, проведённого в школе, установили значение экс-курсий в качестве обучения географии.
7. Написали Выпускную квалификационную работу.
Итак, экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы. Более широкое и умелое использование экскурсионной формы работы позволило бы улучшить качество знаний и умений учащихся и развивать у них многие личност-ные качества.