Патриотическое воспитание на уроках литературы в старших классах

Название работы: Патриотическое воспитание на уроках литературы в старших классах

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания.

1.1. Проблема патриотического воспитания в истории педагогики…..8

1.2. Основные понятия, содержание и структурные компоненты патриотического воспитания ………………………………………………….14

1.3. Воспитательные возможности уроков литературы в старших классах как основное средство воспитания патриотизма …………………...25

Выводы по 1 главе ……………………………………………………….32

Глава 2. Реализация воспитания патриотизма на уроках литературы в старших классах.

2.1. Педагогические условия повышения эффективности воспитания патриотизма на уроках литературы в старших классах ………………………34

2.2. Организация воспитания патриотизма на уроках литературы в старших классах …………………………………………………………………41

2.3. Описание эксперимента ……………………………………………..50

Выводы по 2 главе ………………………………………………………..56

Заключение ……………………………………………………………..58

Список литературы ………………………………………………………61

Приложение ………………………………………………………………65

Выдержка:

Введение:

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: увеличивается удельный вес молодежи в населении страны, возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма. Современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

Философский, психолого-педагогический анализ проблемы позволяет выделить сущностные признаки патриотизма как социального явления и нравственного качества личности. Однако, с учетом изменений, происходящих в современном обществе, необходимым является определение особенностей патриотизма и патриотического воспитания на данном этапе развития нашего общества.

Проблема патриотизма реально существует, является насущной проблемой современной России. От патриотизма юношества зависит будущее нашей страны. Наблюдаемые нами жизненные факты, данные статистики, результаты опросов позволяют сделать вывод не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентациях молодежи, но и свидетельствуют о необходимости укрепления гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности государства, корректирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых россиян.

Глава 2:

Исходя из определения «патриотизм» и «воспитание патриотизма», патриотом является человек, у которого сформированы следующие качества: любовь к Родине, к родным местам, к родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Редины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

На первом этапе экспериментальной работы учащиеся с высоким уровнем патриотической воспитанности составляли 15,2%; выше среднего - 19,0%; со средним - 34,2%; с уровнем ниже среднего - 19,0%; с низким -12, 6% опрошенных.

Результаты исследования уровня патриотических знаний учащихся старшего школьного возраста показали, что наибольшую группу составили школьники со средним уровнем патриотических знаний.

Это свидетельствует о недостаточной теоретической подготовке школьников в данной области.

Наряду с уровнем патриотических знаний одним из критериев патриотической воспитанности старших школьников являются мотивы участия в деятельности данного направления.

В начале эксперимента основными мотивами участия школьников 10-х классов в патриотической деятельности были мотивы личной заинтересованности - 22,4%; обязанности, долга – 20,2%, мотивы интереса к данному виду деятельности - 19,8% и мотивы отрицательного -28,2%. Лишь небольшое количество старшеклассников выделяло общественно-значимые мотивы к патриотической деятельности - 9,4%.

Воспитание у учащихся интереса к патриотической деятельности; объяснение им ее важности для всего общества, страны; развитие у воспитанников умения сочетать личное и общественное служило начальным звеном процесса формирования у школьников общественно-значимых мотивов деятельности.

На начальном этапе экспериментальной работы учащиеся руководствовались привлекательностью новых, необычных видов и форм организации деятельности, ожиданием похвалы в свой адрес, хорошей оценки, желанием зарекомендовать себя в классном коллективе, но в процессе деятельности они осознавали и ее общественную значимость, и заинтересовывались ее содержанием. Развитие общественно-значимых мотивов, мотивов долга и обязанности свидетельствовало об изменении отношения учащихся к патриотической деятельности. Воспитанники переосмысливали значимость этой деятельности для достижения не только личных целей, но и для развития родной школы, малой родины.

Заключение:

Формирование у подрастающего поколения патриотической воспитанности является актуальной проблемой в современной педагогике. В нашем обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: увеличивается удельный вес молодежи в населении страны, возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма.

Как показывает анализ научно-педагогической литературы и практика работы общеобразовательных школ, патриотическому воспитанию учащихся уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях.

Обобщая результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Исследование носит теоретико-практический характер и направлено на решение одной из важных проблем - повышение эффективности патриотического воспитания на уроках литературы в старших классах. Процесс воспитания патриотизма будет более эффективным, если:

- воспитательные возможности уроков литературы в старших классах используются в качестве одного из средств воспитания патриотизма;

- при организации учебно-воспитательной деятельности учащихся старших классов применяется сочетание методов педагогического воздействия, форм и средств работы, с пособствующих воспитанию патриотизма;

Похожие работы на данную тему