ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Особо важное значение приобретает общение со сверстниками. Оно выходит за пределы учебной программы и школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.
Проблема коммуникативных способностей и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. По сути, общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика коммуникативных способностей занимает значительное место в общей психоло¬гии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму коммуникативных способностей, ибо практически все стороны процес¬сов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление коммуникативных способностей являет¬ся по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми Друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это про¬цесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром акту¬альных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетво¬рение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью.
Подросток стремится быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Он очень тяжело переживает одиночество, неблагополучие в отношениях со сверстниками. Общение с взрослыми уходит на задний план. Особенно если родители, учителя относятся к ним, как к маленьким детям.
Часто в общении возникают барьеры. Это служит неблагоприятным условием для развития подростка. Важно выбрать нужную позицию в отношении с отроком, а также стиль воспитания, так как в семье с благополучным климатом подросток способен соответствовать общественным ожиданиям и быть достаточно прогнозируемым. В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга. В результате создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Ведущей деятельностью у подростков является общение. А процесс обучения – это самый «привычный» способ устанавливать отношения с другими людьми, оказывать влияние, принимать его и противостоять ему
В то же время история является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества.
Преподавание истории в современной российской школе опирается на традиции, в которых можно отметить как сильные, так и слабые стороны. К сильным можно отнести традиции глубокого изучения как отечественной, так и всеобщей истории, фундаментальность подхода к историческому образованию. За годы изучения истории в школе учащиеся получали значительные по объему сведения о прошлом, включая историю не только своей страны, но и других стран. Среди общеизвестных недостатков исторического образования можно назвать существовавший до недавнего времени чрезмерный социологизм и догматизм школьных курсов истории, их тенденциозность. Только в последние годы, несмотря на ряд серьезных трудностей как объективного, так и субъективного характера, школьное историческое образование принципиально изменилось. Эти изменения затронули структуру исторического образования, концептуальную основу построения курсов, принципы отбора содержания, в определенной степени и методическую систему. Школьные курсы истории по своему характеру стали вариативными. Для большинства из них характерна культурологическая направленность, ориентация на раскрытие роли конкретных исторических личностей, а также быта, образа жизни людей, духовных ценностей человечества.
А потому данная тематика представляется крайне актуальной для детального исследования. 
Целью данной дипломной работы является анализ игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.
Задачи:
1.	Провести отбор литературы по данной тематике.
2.	Рассмотреть подростковый возраст как психофизиологический конструкт.
3.	Проанализировать коммуникативные способности подростка.
4.	Проследить игру как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.
5.	Провести экспериментальное исследование игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.
Предмет исследования: анализ игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.
Объект исследования: игра как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.
Гипотеза: проведение игр на уроках истории существенным образом влияет на уровень развития коммуникативных способностей
Методы и методики исследования:
1.	Метод анализа литературы.
2.	Отбор игр для проведения
3.	Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
4.	Методика на склонность к одиночеству.
5.	Методика на измерение уровня потребности в общении.
6.	Метод математической обработки данных.
 Взгляды подростков обычно отличаются от представлений свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы коммуникативных способностей, характерные отличия в одежде, причёски. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения не стойки и касаются не всех молодых людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние. Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение людей определяются средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми.
Существуют различные «ответы» юношеской культуры на жизненную ситуацию, причём преобладают традиционные формы подростковых реакций: 
-	бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознания, медитация, нарциссическая погружённость в себя); 
-	развитие и культивирование альтернативных, прежде всего просоциальных и творческих интересов (борьба за мир, защиту окружающей среды, альтернативные производство);
-	цинизм: направление – связанное с культурой и модой, эстетика «детей большого города», решительно порывающих с буржуазной повседневностью, выделяющихся внешним видом, музыкой и т.п., интересующихся только собой;
-	агрессивные стычки (рокеры, футбольные «фанаты» и т.д.);
-	традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям и т.п.);
9.	Идеологии и юношеские религии.
Притягательная сила идеологии и так называемых юношеских религий объясняется следующим:
-	они предлагают упрощённую перспективу на будущее;
-	они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения;
-	коллективные действия ослабляют ограничения и ощущение личной вины;
-	подчинение главарю, играющего роль «старшего брата», лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями;
-	возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.	Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2.	Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос-пресс, 2000.
3.	Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4.	Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. № 4.
5.	Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
6.	Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М., Владос, 1998.
7.	Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
8.	Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
9.	В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.
10.	Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1990.
11.	Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
12.	Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.
13.	Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.
14.	Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М., 1984.
15.	Гузеев В. В. 'Метод проектов' как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.
16.	Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999.
17.	Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
18.	Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.
19.	Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.
20.	Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1987.
21.	Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового коммуникативных способностей. В 2 т. М., 1992.
22.	Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. № 8.
23.	Игровое моделирование: теория и практика / под ред. Ладенко И. С.- Новосибирск, 1987.
24.	Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.
25.	Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1995.
26.	Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.
27.	Кладин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989.
28.	Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
29.	Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8.
30.	Кучерук И. В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. М., 1991.
31.	Левин М. И. Элементы романтики и военной игры в обучении истории // Преподавание истории в школе. 1988. № 1.
32.	Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998.
33.	Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех кто учит. Воронеж: НПО Модэк, 2001.
34.	Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. 1991. № 7.
35.	Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.
36.	Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
37.	Мирошниченко Н. П. преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4.
38.	Мурзаев В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М., 1960.
39.	Мыскин В. А. Пиктограммы и игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.
40.	Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1996. № 3.
41.	Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 1991-1992г. 
42.	Озерков И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1.
43.	Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.
44.	Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1985.
45.	Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
46.	Пидкастистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка. М., 1996.
47.	Резников Л. О. О роли знаков в процессе познания // Вопросы философии. 1991. № 8.
48.	Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
49.	Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.
50.	Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос, 1991.
51.	Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос-пресс, 1999.
52.	Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3