Игра как средство развития коммуникативных способностей ребенка на уроках истории в 5-6 классах

Название работы: Игра как средство развития коммуникативных способностей ребенка на уроках истории в 5-6 классах

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ 8

1.1. Нервная система 8

1.2. Эндокринная система 8

1.3. Половое созревание 10

1.4. Иммунная система 10

1.5. Сердечно-сосудистая система 11

1.6. Костно-мышечная система 12

1.7. Органы дыхания 13

1.8. Органы пищеварения 14

1.9. Нервно-психическое развитие 15

1.10. Физическое развитие 16

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКА 18

2.1. Коммуникативная деятельность подростка 18

2.1. 1. Общение подростка со взрослыми. 18

2.1. 2. Общение со сверстниками 20

2.2. Факторы, обуславливающие проблематичность межличностного коммуникативных способностей подростков. 23

2.3. Затруднения коммуникации и их преодоление 29

2.3.1. Специфические для возраста психологические затруднения коммуникации 29

2.3.2. Правила понимающего реагирования. 35

2.3.3. Рекомендации по преодолению затруднения коммуникации 38

ГЛАВА III. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 – 6 КЛАССАХ 41

3.1. Историческая игра как педагогический феномен 41

3.2. Классификация исторических игр 42

3.3. Основные этапы исторической игры 75

3.4. Рекомендации участникам исторических игр 77

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 – 6 КЛАССАХ 79

4.1. Актуальность проведения исследования 79

4.2. Организация и методика исследования 80

4.2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 89

4.2.2. Методика на измерение уровня потребности в общении 91

4.2.3. Методика на склонность к одиночеству 92

4.3. Результаты и их обсуждение 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 103

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Особо важное значение приобретает общение со сверстниками. Оно выходит за пределы учебной программы и школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.

Проблема коммуникативных способностей и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. По сути, общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика коммуникативных способностей занимает значительное место в общей психоло¬гии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму коммуникативных способностей, ибо практически все стороны процес¬сов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление коммуникативных способностей являет¬ся по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми Друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это про¬цесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром акту¬альных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетво¬рение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью.

Подросток стремится быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Он очень тяжело переживает одиночество, неблагополучие в отношениях со сверстниками. Общение с взрослыми уходит на задний план. Особенно если родители, учителя относятся к ним, как к маленьким детям.

Часто в общении возникают барьеры. Это служит неблагоприятным условием для развития подростка. Важно выбрать нужную позицию в отношении с отроком, а также стиль воспитания, так как в семье с благополучным климатом подросток способен соответствовать общественным ожиданиям и быть достаточно прогнозируемым. В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга. В результате создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Ведущей деятельностью у подростков является общение. А процесс обучения – это самый «привычный» способ устанавливать отношения с другими людьми, оказывать влияние, принимать его и противостоять ему

В то же время история является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества.

Преподавание истории в современной российской школе опирается на традиции, в которых можно отметить как сильные, так и слабые стороны. К сильным можно отнести традиции глубокого изучения как отечественной, так и всеобщей истории, фундаментальность подхода к историческому образованию. За годы изучения истории в школе учащиеся получали значительные по объему сведения о прошлом, включая историю не только своей страны, но и других стран. Среди общеизвестных недостатков исторического образования можно назвать существовавший до недавнего времени чрезмерный социологизм и догматизм школьных курсов истории, их тенденциозность. Только в последние годы, несмотря на ряд серьезных трудностей как объективного, так и субъективного характера, школьное историческое образование принципиально изменилось. Эти изменения затронули структуру исторического образования, концептуальную основу построения курсов, принципы отбора содержания, в определенной степени и методическую систему. Школьные курсы истории по своему характеру стали вариативными. Для большинства из них характерна культурологическая направленность, ориентация на раскрытие роли конкретных исторических личностей, а также быта, образа жизни людей, духовных ценностей человечества.

А потому данная тематика представляется крайне актуальной для детального исследования.

Целью данной дипломной работы является анализ игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть подростковый возраст как психофизиологический конструкт.

3. Проанализировать коммуникативные способности подростка.

4. Проследить игру как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

5. Провести экспериментальное исследование игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Предмет исследования: анализ игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Объект исследования: игра как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Гипотеза: проведение игр на уроках истории существенным образом влияет на уровень развития коммуникативных способностей

Методы и методики исследования:

1. Метод анализа литературы.

2. Отбор игр для проведения

3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

4. Методика на склонность к одиночеству.

5. Методика на измерение уровня потребности в общении.

6. Метод математической обработки данных.

Взгляды подростков обычно отличаются от представлений свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы коммуникативных способностей, характерные отличия в одежде, причёски. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения не стойки и касаются не всех молодых людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние. Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение людей определяются средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми.

Существуют различные «ответы» юношеской культуры на жизненную ситуацию, причём преобладают традиционные формы подростковых реакций:

- бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознания, медитация, нарциссическая погружённость в себя);

- развитие и культивирование альтернативных, прежде всего просоциальных и творческих интересов (борьба за мир, защиту окружающей среды, альтернативные производство);

- цинизм: направление – связанное с культурой и модой, эстетика «детей большого города», решительно порывающих с буржуазной повседневностью, выделяющихся внешним видом, музыкой и т.п., интересующихся только собой;

- агрессивные стычки (рокеры, футбольные «фанаты» и т.д.);

- традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям и т.п.);

9. Идеологии и юношеские религии.

Притягательная сила идеологии и так называемых юношеских религий объясняется следующим:

- они предлагают упрощённую перспективу на будущее;

- они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения;

- коллективные действия ослабляют ограничения и ощущение личной вины;

- подчинение главарю, играющего роль «старшего брата», лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями;

- возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос-пресс, 2000.

3. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. № 4.

5. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М., Владос, 1998.

7. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

8. Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.

9. В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.

10. Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1990.

11. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

12. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.

13. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.

14. Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М., 1984.

15. Гузеев В. В. 'Метод проектов' как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.

16. Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999.

17. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.

18. Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.

19. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.

20. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1987.

21. Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового коммуникативных способностей. В 2 т. М., 1992.

22. Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. № 8.

23. Игровое моделирование: теория и практика / под ред. Ладенко И. С.- Новосибирск, 1987.

24. Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.

25. Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1995.

26. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.

27. Кладин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989.

28. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.

29. Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8.

30. Кучерук И. В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. М., 1991.

31. Левин М. И. Элементы романтики и военной игры в обучении истории // Преподавание истории в школе. 1988. № 1.

32. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998.

33. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех кто учит. Воронеж: НПО Модэк, 2001.

34. Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. 1991. № 7.

35. Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.

36. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.

37. Мирошниченко Н. П. преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4.

38. Мурзаев В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М., 1960.

39. Мыскин В. А. Пиктограммы и игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.

40. Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1996. № 3.

41. Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 1991-1992г.

42. Озерков И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1.

43. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.

44. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1985.

45. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

46. Пидкастистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка. М., 1996.

47. Резников Л. О. О роли знаков в процессе познания // Вопросы философии. 1991. № 8.

48. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

49. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.

50. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос, 1991.

51. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос-пресс, 1999.

52. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3

Похожие работы на данную тему