Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

Название работы: Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы бюджетного процесса в Российской Федерации 7

1.1 Сущность бюджета, основные задачи и направления современной 7

бюджетной политики

1.2 Опыт зарубежных стран в решении социальных проблем 22

Глава 2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона 26

2.1 Содержание региональной социальной политики 26

2.2 Финансовая помощь федерального бюджета субъектам РФ 42

Глава 3 Проблемы межбюджетных отношений 50

3.1 Межбюджетные отношения в области социального развития 50

3.2 Межбюджетные отношения на муниципальном уровне 60

Заключение 66

Список использованных источников 70

Выдержка:

Введение:

Долгое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план.

С переходом к рыночным отношениям в нашей стране бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономической политики.

Бюджетная информация помогает руководителю наблюдать за тем, как решаются задачи, стоящие перед ними и оценивать, насколько достигаются те или иные цели, установленные в планах и бюджете государственного органа.

Прежде чем рассматривать планирование и исполнение расходной части государственного бюджета в сфере социальных выплат, необходимо сначала уточнить государственные расходы.

Каково определение государственных расходов в макроэкономическом смысле для выполнения социальных проблем, стоящих перед государством? Каковы источники данных для агрегированных показателей государственных расходов? Как лучше всего составлять прогнозы расходов на краткосрочную перспективу с учетом социальных проблем?

Экономистам, занимающимся налогово-бюджетной политикой и управлением государственными финансами необходимо хорошо разбираться в том, как планируется, составляется и исполняется расходная часть бюджета.

Черезвычайно остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование , нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.

Глава 3:

Как видно из таблицы 8, в региональные бюджеты больше всего отчислений направляется с транспортных налогов (около 50%), тогда, когда в местные бюджеты больше всего отчислений направляется с налога на имущество юридических лиц – 96%.

То есть, если мы хотим пополнить местный бюджет за счет налогов, то нам необходимо, чтобы у юридических лиц было больше имущества.

Трансфертов, дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, бюджетных ссуд работникам бюджетной сферы, компенсаций, субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам милиции, органов внутренних дел, дополнительной финансовой помощи для выполнения социальных программ было получено из федерального бюджета на сумму в 1 млрд. 152 млн.руб.

Даже без учета средств, полученных из фонда компенсации региона, эта сумма больше чем в 3 раза превышает цифры 2003 года. Кроме того, 270 млн. руб. было выделено областному бюджету в качестве беспроцентной ссуды на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. На строительство мостового перехода через Волгу получено 455 млн.руб.

В рамках федеральных целевых программ, направленных на улучшение благосостояния граждан Ульяновской области, (без учета средств на строительство моста), в этом году Ульяновской областью получено 193 млн.руб. (в 2,4 раза больше, чем в 2003 г.).

На 2004 год в Министерстве финансов администрацией Ульяновской области защищена сумма дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и дополнительной финансовой помощи области в размере 1 млрд.539 млн.руб. (в 1,8 раза больше, чем в 2003 году).

В 2004 г. впервые областной бюджет планируется «снизу вверх», т.е. муниципальные образования могут планировать свой бюджет сами. Ближайшая экономическая задача областной администрации Ульяновской области – довести уровень собственных доходов бюджета в расчете на душу населения до 3 тысяч рублей.

Номинальная заработная плата в области выросла за 2004 год на 44%. Это больше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу. По величине средней заработной платы область за год поднялась на несколько позиций в российском рейтинге, но пока находится лишь на 61-м месте.

Заключение:

При написании данной работы преследовалась следующая цель – определить значимость и верность создания относительно нового органа финансового управления государства – федерального казначейства, сформулировать основные принципы бюджетного процесса, основные направления в социальной политике государства на региональном уровне, показать на примере органов федерального казначейства роль федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации в плане выполнения социальных правительственных программ.

В процессе исследования данной проблемы, выявились некоторые интересные аспекты – это принятие Бюджетного кодекса, с четким разграничением полномочий соответствующих уровней бюджетов, дальнейшее развитие межбюджетных отношений, пути совершенствования бюджетного процесса, процентное соотношение доли социальных программ в бюджете Российской федерации, переход региональных и муниципальных бюджетов на казначейскую систему исполнения.

Душевой принцип выделения дотаций сохранен, однако они выделяются на более укрупненные задачи и цели. Конкретные суммы дотаций определяются в областях. Тем самым областям возвращена часть их компетенций, которой они были лишены при создании местного самоуправления. В этой связи уместно заметить, что с принятием принципа самоуправления, администрации областей и районов оказались в двойственном, до известной степени неопределенном положении.

С одной стороны, они являются органами регионального управления, проводят и координируют деятельность бюджетополучателей в этих сферах с учетом особенностей отдельных районов и региона в целом. Для выполнения этих функций они, казалось бы, должны быть наделены средствами и правом их расходования.

С другой стороны, такое их право стало бы прямым нарушением статуса самостоятельности и автономности регионов в экономической и финансовой сфере.

Только с решением насущных социальных проблем каждого региона в отдельности возможно продвижение вперед в плане создания социального государства, в котором каждый гражданин будет чувствовать себя социально и финансово защищенным.

Администрацией Ульяновской области многое делается в плане социальной защиты населения. Принятие законов, регулирующих межбюджетные отношения, социальных программ, создание новых рабочих мест – вот основная линия администрации Ульяновской области в решении социальных вопросов.

Похожие работы на данную тему