Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Название работы: Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

81 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БЮДЖЕТ И ПРИБЛИЖЕННЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6

1.1. ДОСТИЖЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 6

1.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 11

1.3. КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ 16

1.3.1. Расходы на государственную поддержку экономики 16

1.3.2. Расходы на сельское хозяйство 19

1.3.3. Финансовое обеспечение расходов на культуру и образование 21

1.3.4. Финансовое обеспечение здравоохранения 25

1.3.5. Расходы на обеспечение социальной политики 28

1.3.6. Расходы на управление 31

1.3.7. Расходы на национальную оборону, безопасность государства 34

1.4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ 35

2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 43

2.1. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ 43

2.2. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 53

2.3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81

Выдержка:

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В нынешних условиях возможности субъектов Федерации маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью многих проблем, в том числе неотрегулированностью бюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руково-дство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджет-ных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в феде-ральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перерас-пределения средств федерального бюджета. Тем самым неоправданно возраста-ет нагрузка на федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюдже-ты узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом госу-дарства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает поли-тической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выра-жением экономической политики государства. Через бюджет происходит пере-распределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюд-жет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, ин-вестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой сис-темы любого государства и играет как важную экономическую, так и политиче-скую роль в любом современном обществе.

Глава 2:

Таким образом, если предположить, что субъекты Федерации будут произ-водить отчисления в местные бюджеты строго по нормам Федерального закона о финансовых основах местного самоуправления в РФ, доля местных бюджетов в консолидированных бюджетах субъектов РФ сократиться с 52 (в 1996 году) до 32 процентов.

Но главный недостаток этого Закона заключается даже не в этом, а в по-рядке закрепления указанных долей. Пунктом 5 ст.7 установлено: размеры ми-нимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муни-ципальными образованиями на постоянной основе определяются законодатель-ными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих перечислению муниципальным обра-зованиям, производится, исходя из общего объема средств, переданных субъек-ту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах зако-нодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации уста-навливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муници-пального образования доли соответствующих федеральных налогов, закреп-ляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Рос-сийской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчис-лений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на плани-руемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

На первый взгляд даже непонятно, зачем законодательные органы субъек-тов Федерации должны определять размер минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной ос-нове, если этот размер установлен в самом тексте Федерального закона (п.4 ст.7). Дело в том, что предусмотренные п.4 ст.7 доли выражены не в процентах от поступлений каждого из налогов на территории муниципального образова-ния, а в процентах от поступлений по каждому налогу в среднем по субъекту Российской Федерации. Таким образом, региональные власти могут дифферен-цировать для различных муниципальных образований доли соответствующих налогов, перечисляемые на постоянной основе, причем они вправе ежегодно менять соотношение долей от указанных налогов, закрепляемых за различными муниципальными образованиями.

Заключение:

Бюджетная политика связана с разработкой и использованием государст-венного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономиче-скому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рацио-нального планирования государственных расходов.

Ныне существующая система межбюджетных отношений в РФ нуждается в дальнейшем реформировании. Анализ механизма межбюджетных отношений наглядно свидетельствует о наличии большого числа проблем в этой области.

Реального равенства субъектов Федерации во взаимоотношениях с цен-тром в бюджетной сфере не достигнуто. Стремление регионов к финансовой самостоятельности не стимулируется, растет число дотационных регионов. Вы-равнивания уровней развития территорий не происходит. Помимо финансовой помощи из федерального бюджета выделяются бюджетные ссуды с заведомо низкой вероятностью возврата.

Для изменения межбюджетных отношений в практическом плане могут быть применены, например, такие подходы. Первый – выстраивание системы межбюджетных отношений с каждым регионом в отдельности. В этом случае возможны различные механизмы регулирования взаимоотношений бюджетов, например, фиксированный в абсолютном выражении объем перечислений в фе-деральный бюджет для каждого региона. Предполагается, что фиксирование суммы налоговых перечислений в федеральный бюджет на достаточно дли-тельный период (3-5 лет с индексацией на изменение цен) будет стимулировать регионы наращивать налоговый потенциал, т.к. все дополнительно изысканные средства будут оставаться в регионе. В данном случае проблема состоит в оп-ределении объема средств, который регионы должны перечислять в федераль-ный бюджет.

Второй подход – выстраивание отношений с группами регионов на основе групповых нормативов регулирования доходов и одинаковом для всех субъек-тов, входящих в группу, методе распределения финансовой помощи из феде-рального бюджета в случае ее необходимости. Это менее радикальный путь и к нему легче перейти от действующей системы межбюджетного регулирования. Здесь основными проблемами будут правильная группировка регионов и опре-деление групповых нормативов распределения регулирующих налогов.

Однако таких групп в силу чрезвычайно высокой дифференциации регио-нов по всем основным социально-экономическим и природно-климатическим параметрам может быть достаточно много. Во всяком случае больше, чем фе-деральных административных округов или экономических районов.

Похожие работы на данную тему