Формирование детского коллектива в начальной школе

Название работы: Формирование детского коллектива в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

55 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 2

1 Теоретические аспекты формирования детского коллектива 6

1.1 Ученический коллектив как психолого-педагогический феномен 6

1.2 Процесс формирования ученического коллектива 16

1.3 Особенности формирования коллектива в начальных классах 25

2 Опытно-экспериментальные работы по формированию детского коллектива в начальной школе 33

2.1 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы 33

2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы 38

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42

Заключение 50

Список использованных источников 55

Выдержка:

Введение:

Тема дипломной работы: «Формирование детского коллектива в начальной школе» была выбрана не случайна, так как она является очень актуальной.

Актуальность проводимого исследования:

Современное общество переживает многосторонний кризис, в котором жизнь человека не перестаёт быть остропроблематичной. Безработица, частая смена видов деятельности и трудовых коллективов, отчуждение и одиночество молодых и пожилых людей стали очевидными признаками времени. Человек нередко теряет способность управлять самим собой, не находит места в коллективе.

Такие проблемы захватывают с неменьшей остротой детей и детские коллективы, многие из которых не имеют навыков самоуправления, другие испытывают давление детских асоциальных групп или стремятся избежать пребывания в коллективе.

Педагоги П. Ф. Каптерев, Н. И.Пирогов, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский исследовали условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи. Б. Ленский проанализировал роль товарищеской среды в приучении школьников к «ограничению своих прав» и в «удовлетворении самобытной натуры ребёнка». А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. А.С.Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнёс: теорию перспектив, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения и многое другое.

Цель ученического учебно-воспитательного коллектива - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Поэтому рассматриваемая в данной дипломной работе тема: «Формирование детского коллектива в начальной школе» является очень актуальной на данном этапе развития гражданского общества и системы его образования.

Глава 2:

Для исследования процесса формирования коллектива детей и его самоуправления использовались: методика цветописи А.Н. Лутошкина, методика «Наши отношения», тренинг - игра «Встань в круг», методика, разработанная на основе идей А.С.Залужного.

При проведении эксперимента была использована методика выявления уровня развития самоуправления Рожкова М.И. и Байбородова Л.В. Ее цель – определить уровень развития самоуправления в ученическом коллективе 2А класса школы № 50. Данные методики были адаптированы к задачам нашего исследования.

Исследовательская работа проводилась в школьном учреждении – общеобразовательной школе № 50 во 2А классе города Кургана.

В состав класса входит 20 человек.

Дети имеют средний уровень физического развития, отставаний в умственном и психическом развитии не наблюдается. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками, адекватная реакция на одобрение и прорицание.

С классом работает три педагога:

1. Борисова Елена Петровна (средне специальное педагогическое образование), стаж работы – 10 лет. Ведет такие предметы, как математика, русский язык, родная речь, труд.

2. Ермолаева Ольга Викторовна (средне специальное педагогическое образование), стаж работы – 7 лет. Ведет уроки физической культуры.

4. Скокова Елена Викторовна (музыкальное образование) – стаж работы – 6 лет. Преподает музыку.

Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых, а также форма устного ответа.

Заключение:

В первой части работы мной рассмотрены теоретические основы формирования детского ученического коллектива, где отражено понятие ученического коллектива младшего школьного возраста, его признаки, структура, а также стадии формирования детского коллектива. На первой стадии ученический коллектив накапливает материальные и духовные возможности, развивает в детях ответственность, чувство солидарности, дисциплинированности, приводит в движение систему коллективных нравственных отношений.

Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развитая коллектива уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Во второй части мной рассмотрены условия и методы формирования детского коллектива. Совместная деятельность является основой сплочения коллектива младших школьников и развития его как инструмента воспитания. В деятельности реализуются связи, объединяющие детей, складывается поле коллектива.

Похожие работы на данную тему