Основные направления логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи

Название работы: Основные направления логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 4

2. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 6

3. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время факт стремительного роста числа детей с недостатками развития неоспорим. Значительную часть проблемных детей составляют дети дошкольного возраста с речевыми недостатками. По данным обследования, число их составляет 52-76% от общего числа воспитанников. Эти цифры не просто настораживают, они говорят о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения.

Оказать коррекционно-педагогическую помощь всем нуждающимся в ней детям только в рамках специализированных учреждений сегодня уже невоз-можно. А значит, необходимо создать такую модель коррекционно-педагогической работы, которая бы оптимально встраивалась в образовательно-воспитательный процесс всех возрастных групп массового дошкольного учре-ждения.

Организатором и ведущим исполнителем этой работы должен быть только логопед. Однако в отличие от логопедических детских садов и групп, где дея-тельность данного специалиста ограничивается одной автономной группой де-тей, в условиях ДОУ общего типа он возглавляет логопедический процесс во всем детском учреждении.

Основными задачами логопеда в последнем случае являются:

 организация работы по предупреждению возникновения речевых дефек-тов, стимуляция развития речи и своевременная коррекция нарушений у детей младших возрастных групп (от 2 до 4-5 лет);

 непосредственная коррекция речевых расстройств у детей старшего до-школьного возраста (от 5 до 7 лет).

Объем такой работы огромен, одновременно в поле зрения логопеда может быть до 50 детей. Поэтому реализовать названные задачи можно лишь с помо-щью всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, а одними из важнейших функций логопеда станут организационная, консультативная и ме-тодическая.

2. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Система оказания помощи детям с нарушениями письменной речи опреде-ляется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует по-нимать шире, чем только обучение письму и чтению. Главная цель коррекции – достижение социальной адаптации.

Вопрос о выборе педагогом направления коррекционной работы должен решаться на основе результатов квалифицированного логопедического и ней-ропсихологического обследования, которые позволяют выявить нарушение и сохранность того или иного звена функциональной системы, определить сте-пень выраженности дефекта в каждом отдельном случае, изучить индивидуаль-ные особенности и возможности учащегося.

Необходимо учитывать тот фактор, что у большинства “речевых” детей проблемы с усвоением русского языка не заканчиваются в начальной школе. Наши исследования, наблюдения учителей предметников, методистов, психо-логов показали, что именно в 5, 6 классах (иногда в третьем) наблюдается всплеск орфографических ошибок, которые, переплетаясь с дисграфическими, приобретают стойкий характер, и у многих школьников сохраняются даже в старших классах, что в сочетании с бедным словарным запасом и нарушением грамматического строя речи делает творческие письменные работы детей бес-связными. А.Н.Корнев называет это явление “дисорфографией”. Кроме того, он описывает случаи, когда вслед за относительно благополучным периодом ос-воения письма (1, 2 классы обучения) резко возрастает число орфографических ошибок и сохраняется в последующие годы обучения. По нашему мнению, та-кие случаи встречаются у учащихся с легкими формами речевой недостаточно-сти, которые не были выявлены в дошкольном возрасте. Следовательно, кор-рекционная помощь таким учащимся не была оказана своевременно.

Хорошие интеллектуальные возможности позволяют этой категории детей длительное время маскировать речевой дефект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борякова Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания дошко-льников. – М., 1990.

2. Лубовский В. И. Развитие словесной ре¬гуляции действий у детей. - М.: Пе-дагогика, 1978.

3. Насонова В. И. Анализ психических ме¬ханизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей. – М., 1989.

4. Рахмикова Г. Н. Особенности построения предложении в речи младших школьников // Дефектология. - 1987. - № 6.

5. Соботович Е. Ф. Пснхолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя у детей. – М., 1984.

6. Яссман Л. В. Некоторые особенности вла¬дения грамматическим строем речи детьми. – Л., 1987.

Похожие работы на данную тему