Оценка кредитоспособности заемщика Оценка кредитоспособности заемщика ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов»

Название работы: Оценка кредитоспособности заемщика Оценка кредитоспособности заемщика ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕН-НЫХ УСЛОВИЯХ.6

1.1 Кредитные отношения : принципы, функции и формы кредитова-ния.6

1.2 Порядок выдачи и погашения кредита. Плата за кредит.9

1.3 Способы обеспечения исполнения обязательств заемщика перед бан-ком.15

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «ИНЗЕНСКАЯ ФАБРИКА НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ».21

2.1 Экономическая характеристика ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов».21

2.2 Методика анализа кредитоспособности заемщика.26

2.3 Кредитоспособность предприятия и ее анализ.32

ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИ-КА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА.46

3.1 Основные меры поддержания необходимого уровня кредитоспособно-сти коммерческого предприятия.46

3.2 Пути повышения кредитоспособности ЗАО «Инзенская фабрика не-тканых материалов».49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.59

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Выдержка:

Введение:

В настоящее время у большинства предприятий возникает потребность в заемных средствах, и они вынуждены обращаться за помощью к кредитным организациям.

Сейчас остается еще достаточно острой проблема взаимных неплатежей, наличие денежных средств у организации еще нельзя прямо связывать с при-быльной деятельностью. Организация может считаться достаточно рентабель-ной по данным отчетности и одновременно испытывать затруднения в оборот-ных средствах, что может привести к неплатежам контрагентам, в том числе банкам, и в конечном счете - к банкротству. Поэтому привлечение заемных средств может помочь предприятиям с неустойчивым финансовым положени-ем оставаться “на плаву”.

Получение кредита - очень важный и ответственный шаг для предприятия. Получив кредит (при разумном его использовании), предприятие имеет допол-нительную возможность для своего дальнейшего развития и увеличения объе-мов производства продукции (работ, услуг).

Выдавая кредиты предприятиям, банки стремятся получить наибольшую прибыль, которая находится в непосредственной зависимости от такого суще-ственного вида рисков, как кредитный риск. С этим риском сталкиваются все кредитные банки в своей повседневной деятельности. Кредитный риск пред-полагает достаточно большую вероятность убытков в связи с невозвратном или несвоевременным погашением выданных кредитов и неуплатой процентов по ним. Банк в каждом конкретном случае определяет степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, возможность его предоставления в дан-ных обстоятельствах. Вот почему при осуществлении кредитных операций банки всегда стараются получить наиболее точную оценку кредитного риска, т.е. объективно оценить кредитоспособность заемщика. Решение проблем воз-вратности выданных кредитов, устранение угроз невозврата долга является ис-ключительно актуальной задачей для любого банка.

Кредитоспособность - это возможность экономических субъектов свое-временно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита.

Следует учесть, что кредитоспособность - это не только наличие у пред-приятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты по нему.

В настоящее время разные банки применяют различные методы для оцен-ки кредитоспособности предприятия. Если принять во внимание эти методы и учесть опыт оценки кредитоспособности банками других стран, то сформиро-вывается круг показателей кредитоспособности, а точнее - система таких пока-зателей. В России же единая система показателей при анализе кредитоспособ-ности требует усовершенствования.

При анализе банком кредитоспособности предприятия-заемщика важное значение имеет финансовое состояние. В современных условиях многие пред-приятия, обращающиеся в банк с просьбой о предоставлении кредита, имеют неудовлетворительное финансовое положение. У банка возрастает риск непо-лучения выданных средств обратно. В условиях быстроменяющейся конъюнк-туры рынка, адаптация к последствиям таких изменений, конечно, будет без-болезненной для организации с высоким уровнем кредитоспособности.

Осуществляя кредитование на условиях срочности, платности, возвратно-сти и под обеспечение, банки стремятся предоставить ссуды надежным клиен-там.

Глава 3:

С целью сокращения расходов и повышения эффективности основного производства в отбельных случаях целесообразно отказаться от некоторых ви-дов деятельности, обслуживающих основное производство (строительство, ре-монт, транспорт и т.п.) и перейти к услугам специализированных организаций.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состоя-ния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предположения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений кредитоспо-собности предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ре-сурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбе-режения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосбережения технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стиму-лирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводитель-ных расходов и потерь.

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» целесообразно вести специ-альный реестр потерь с квалификацией их по определенным группам:

а) от брака;

б) по производствам, не давшим продукции;

в) от снижения качества продукции;

г) от невостребованной продукции;

д) от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

е) от неполного использования производственной мощности предпри-ятия;

ж) от простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денеж-ных ресурсов;

з) от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с уста-новленными нормами;

и) от порчи и недостачи материалов и готовой продукции;

к) от списания не полностью амортизированных основных средств;

л) от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;

м) от списания невостребованной дебиторской задолженности;

н) от просроченной дебиторской задолженности;

о) от привлечения невыгодных источников финансирования;

п) от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строи-тельства;

р) от стихийных бедствий и т.д.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устране-нию позволяет значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйст-вования.

Свои взаимоотношения ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» с кредиторами необходимо строить на партнерской основе, в форме кредитной экономической свободы. Показателями этого служат: договорные отношения; паритетные отношения; взаимовыгодные отношения.

Договорные отношения выступают как основе повышения эффективно-сти работы предприятия, поскольку обеспечивают качество исполнения обяза-тельств участников кредитных сделок, сочетая обоюдные экономические инте-ресы и усиление ответственности. Кредитный договор стимулирует определе-ние экономического предела кредитования. Договорная основа кредитных от-ношений делает механизм кредитования более гибким и способствует созда-нию правового фундамента его функционирования. Паритетные отношения влияют на эффективность работы предприятия через развитие и укрепление экономического контроля в процессе кредитования, обеспечивая переход к по субъектному кредитованию. Взаимовыгодные отношения оказывают влияние на эффективность работы предприятия через совершенствование процентной политики, применение дифференцированного режима кредитования.

В современных условиях фактором повышения кредитоспособности и эффективности работы предприятия на основе партнерских отношений с бан-ком могут выступать такие новые для отечественной экономики формы креди-та, как кредит под залог ценных бумаг и кредит с дифференцированной про-центной ставкой, кредит по специальному текущему счету, кредит по участию в прибылях. В результате у банка сокращается налично-денежный оборот и по-вышается возможность контроля и помощи предприятию. На предприятии ус-коряется кругооборот производственных фондов и развивается предприни-мательская деятельность.

Таким образом, партнерские отношения предприятия с кредитором ока-зывают влияние на результаты всех направлений деятельности предприятия. Более того, они служат основой сращивания банковского капитала с промыш-ленным, образования финансово-промышленных групп, играющих важную роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятий.

Заключение:

Переход российской экономики на рыночные отношения в начале 90-х годов обусловил серьезные изменения в экономической модели управления народным хозяйством страны. Вхождение отечественной экономики в новые экономические условия хозяйствования сопровождается появлением проблем, которые требуют неотложного их решения. Охватившая экономику переходно-го периода инфляция свела к минимуму оборотные средства товаропроизводи-телей почти всех отраслей народного хозяйства. Продолжается процесс сокра-щения инвестиций, ограничивается сфера товарно-денежных отношений. Не-платежи превратились в одну из важнейших и наиболее сложных проблем, стоящих перед руководством России.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

В настоящее время не сокращается число предприятий, финансовое со-стояние которых крайне неудовлетворительное, и которые приближаются к банкротству. Поэтому они вынуждены обращаться к помощи заемных средств.

Все вышеприведенное указывает на то, чтобы банки при осуществлении кредитования юридических лиц уделяли особое внимание на финансовую ус-тойчивость предприятий к негативным явлениям экономики. То есть банки должны осуществлять тщательный анализ кредитоспособности предприятия-заемщика для того, чтобы сократить кредитный риск.

Существует множество методик проведения анализа кредитоспособности предприятия - заемщика. Одна из них была применена при анализе финансово-го положения и кредитоспособности ЗАО «Инзенская фабрика нетканых мате-риалов».

Полученные результаты проведенного анализа позволили сделать сле-дующие выводы:

1) за период 1999-2001 г. на предприятии в результате увеличения кредиторской задолженности и суммы заемных средств произошло сокращение собственного капитала. Это негативно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2) Как известно, денежные средства - наиболее ликвидные активы, кото-рые являются необходимым условием для осуществления нормальной деятель-ности предприятия. На исследуемой фабрике денежные средства в кассе, на различных счетах отсутствуют. Это отрицательно отражается на финансовом положении предприятия.

3) за период 1999-2001 гг. на предприятии улучшились показатели обо-рачиваемости оборотных средств (запасов, готовой продукции), дебиторской задолженности. Это говорит о том, что на ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» проводится эффективная работа по управлению оборотными средствами.

4) полученные значения коэффициентов платежеспособности и ликвид-ности характеризуют очень низкий уровень платежеспособности предприятия. Активы фабрики не покрывают его обязательств, что указывает на финансовую неустойчивость предприятия в настоящее время.

Таким образом, анализ кредитоспособности свидетельствует о финансо-вой неустойчивости ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» и низком уровне платежеспособности, т.е. предприятие некредитоспособно.

Для повышения кредитоспособности фабрика должна стремится к повы-шению прибыльности и рентабельности путем:

1) снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продук-ции. Это поможет увеличить спрос на нее и расширить круг покупателей;

2) сокращения расходов и повышения эффективности основного произ-водства;

3) осуществления анализа по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента;

Похожие работы на данную тему