Прибыль предприятия и механизм ее использования. Пути увеличения прибыли на предприятии

Название работы: Прибыль предприятия и механизм ее использования. Пути увеличения прибыли на предприятии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Роль и значение прибыли предприятия в условиях переходного периода 7

1.1 Сущность прибыли и ее роль в современных условиях 7

1.2 Этапы формирования прибыли на предприятии 13

Глава 2. Методологические основы анализа прибыли на предприятии 27

2.1 Планирование прибыли на предприятии. 27

2.2 Распределение прибыли на предприятии 33

Глава 3. Основные пути увеличения прибыли на предприятии 41

3.1Общая характеристика финансово-экономического потенциала предприятия 41

3.2 Анализ прибыли на предприятии 50

3.3 Основные предложения по увеличению прибыли на предприятии 60

Заключение 74

Литература 77

Выдержка:

Введение:

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изме-нение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Переход к новой системе хозяйствования расширяет возможности дея-тельности предприятия. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, суще-ственно изменились отношения предприятий с государством и другими субъек-тами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отно-шений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и эко-номической деятельности предприятия.

Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных по-требностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотны-ми средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с за-купки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне из-держек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, ос-новным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность рабо-ты предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием кон-куренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления лю-бой предпринимательской деятельности ( в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльно-сти предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное ма-териальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребно-стей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государ-ственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом.

Глава 3:

Из анализа таблицы 10 видно, что план товарооборота в фирме из года в год выполняется. В 2001 г. произошло перевыполнение плана на 4,13%, что со-ставило в сумме 4173 т.р. (105258 – 101085). В 2002 г. фирмой был перевыпол-нен план на 1542 т.р. (182842 – 181300), что составило 0,85% перевыпол-нения плана.

При планировании товарооборота в фирме используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в пред-стоящем периоде. В 2003 г. по товарам фирмы ожидается повышение цен в среднем на 28%.

Так, темп прироста на 2003 г. прогнозируется 26,64%. Таким образом, проектируемый товарооборот составляет:

(182842 х 126,64%) : 100% = 231551 т.р.

Сумма планируемого прироста:

(182842 х 26,64%) : 100% = 48709,1 т.р.

Прогнозирование валового дохода

Источником валового дохода фирмы является торговая надбавка. Над-бавка рассматривается как вид цены за услуги по реализации продукции, ока-зываемые фирмой.

Надбавка обеспечивает одинаковые условия реализации каждого товара. С экономической точки зрения торговая надбавка является частью стоимости товара и особым самостоятельным элементом цены. Особенность эта заключа-ется в том, что здесь объединяются два различных по своему экономическому значению элемента цены – затраты и чистый доход.

В 2002 г. сумма торговой надбавки в фирме составила 24070 т.р., при плане 27430 т.р. План не был выполнен на 2%, что составляет 360 т.р.

Планирование валового дохода – одна из важнейших стадий экономиче-ского обоснования финансового плана фирмы, определения чистой прибыли. Плановые расчеты валового дохода базируются на его анализе за предшест-вующий период.

Проведение анализа валового дохода проводят на основании таблицы 3.

В 2002 г. фирма получила сверхплановых валовых доходов на 3360 т.р. (24070 – 22536), что явилось результатом воздействия среднего уровня валово-го дохода на 0,73% (13,16 – 12,43).

Необходимо также определить влияние факторов на сумму валового до-хода.

Влияние перевыполнения плана на сумму валового дохода определяют умножением планового уровня валового дохода на величину перевыполнения плана товарооборота.

Заключение:

Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В дипломной работе раскрыты ос-новные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее уве-личения. Основные аспекты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на примере предприятия розничной торговли.

Основным источником прибыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы управления прибылью и рен-табельностью торгового предприятия.

Анализ прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек об-ращения.

Так анализ показал, что в фирме в 2002 г. товарооборот вырос по сравне-нию с предшествующим годом на 77584 тыс. руб. (182842 – 105258), т.е. темп роста – 174 %. При этом план товарооборота был перевыполнен на 100,85 %. Рост товарооборота сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста валового дохода (178 %) опережал темп роста издержек обращения (139 %). Эти два фактора обеспечили соответ-ствующий темп роста прибыли от реализации товаров (234 %). Дальнейший де-тальный анализ издержек обращения позволил установить резервы повышения прибыли.

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотно-ситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется дос-тижением максимального результата при минимальных затратах. Для этого в работе представлена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффективность преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2002 г. экономическая деятельность фирмы была рентабельной (рентабельность про-даж по прибыли от реализации товаров – 4,5 %, рентабельность издержек об-ращения – 52 %, рентабельность собственного капитала – 20 %).

В результате проведенного факторного анализа прибыли были выявлены резервы ее повышения, что позволило разработать план по прибыли на сле-дующий год.

На основе расчета плана прогноза по товарообороту, валовым доходам, издержкам обращения, спрогнозировано увеличение прибыли в 2003г. на 7668 тыс. руб. (за счет снижения издержек обращения на 6667 тыс. руб. и за счет пе-ревыполнения плана товарооборота на 2182 тыс. руб.). При этом соответствен-но прогнозируется повышение рентабельности продаж фирмы до 6,85 %.

Управление прибылью должно носить и государственный характер. Не-обходима четко отработанная налоговая политика, а налоги должны быть чет-кими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия. Следовательно, необходимо совершенствование налого-вой политики, так как действующая налоговая система не отвечает основным задачам, на которые она нацелена. Она нестабильна и очень сложна.

Как показали исследования, на протяжении последних лет наблюдается введение в действие налогов в себестоимости, оптовой цены и прибыли едини-цы продукции. В работе проведены расчеты, которые показали, на сколько увеличились эти показатели с учетом налогов на социальные нужды от затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции. Причем государство получает заранее оговоренную сумму из себестоимости, а предприятие имеет не заработанную часть прибыли (дохода).

Похожие работы на данную тему