Налогообложение граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Название работы: Налогообложение граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ

БЮДЖЕТА РФ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ 6

1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения 6

1.2 Международный опыт налогообложения физических лиц 15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 18

2.1 Сущность и содержание традиционной системы

налогообложения 18

2.2 Упрощенная система налогообложения и вмененная система

налогообложения 36

2.3 Пути совершенствования налогообложения физических лиц 52

Заключение 56

Список использованной литературы 59

Приложения

Выдержка:

Введение:

Любая нация гордится плодами своих предпринимателей. Но любая

нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью

к воплощению какой - либо конкретной предпринимательской идеи.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общест-венных отношений способствует не только повышению материального и ду-ховного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ве-дет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс, но по-скольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышле-ния, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно — большую роль играет в этом случай, удача, везение и т.д. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить.

Пытаясь перейти к рыночной экономике, государство столкнулось со множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их ре-шения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых про-блем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее при-емлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регули-рование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, на-правленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответст-вии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов на-логового регулирования является взимание налогов с граждан, осуществляю-щих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоги являются основной формой доходов государства. Экономическая сущность налогов заключается в изъятии в пользу государства части дохода самостоятельного хозяйствующего субъекта, которая заранее определена в за-конодательном порядке.

Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого предпринимательства, в том числе предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица. Если в странах ЕС и США на 1000 человек приходится около 50 малых предприятий, то в России - только 6, если доля ма-лых предприятий в ВВП на Западе составляет 50 процентов, в России - около 7 процентов. Причин такого положения много. Это и недостатки собственных оборотных средств, и сложности получения банковского кредита, и организа-ционные проблемы и т.д. Но главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что отечественное малое предпринимательство стало развиваться только с начала 90-х годов.

Глава 2:

Схематически, это может выглядеть следующим образом. Законодатель-ная власть региона принимает закон о переводе на единый налог на вмененный доход, например индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказани-ем бытовых услуг. На первом этапе на основе материалов налоговых органов определяется сумма уплаченных налогов в бюджет до перехода на единый на-лог. На следующем этапе исчисляется базовая доходность применительно к вы-бранному виду деятельности. В первый год введения единого налога можно ис-ходить из принципа сохранения всей выборкой прежней суммы налогов и пла-тежей во внебюджетные фонды.

После обработки и сведения материалов по выбранной группе предпри-нимателей делается сопоставительная таблица по каждому индивидуальному предпринимателю с указанием уплаты всех платежей до и после перехода на единый налог с тем, чтобы избежать по всей выборке выпадающих доходов из бюджета. Только после тщательного анализа полученных данных, решения возникших проблем в процессе перевода на единый налог на вмененный доход одной группы предпринимателей можно приступить к следующей группе. То-ропливость в решении этого вопроса может надолго отложить процесс перево-да индивидуальных предпринимателей на единый налог с вмененного дохода, вызвать конфликтные ситуации и другие негативные последствия. Говоря о са-мом Законе о едином налоге на вмененный доход, следует отметить, что он, по моему мнению, не лишен недостатков и требует дальнейшей проработки и кон-кретизации. Так, в п.2 ст.4 этого Закона отмечается, что переход на уплату еди-ного налога не освобождает налогоплательщика от обязанностей по представ-лению в налоговые и другие органы бухгалтерской, налоговой и статистиче-ской отчетности. Одной этой фразой перечеркивается идеология перехода на единый налог на вмененный доход. Закон не исключает возможность или необ-ходимость ведения предприятием или предпринимателем бухгалтерской отчет-ности. Скорее всего, так и будет, но это вовсе не накладывает обязанности представлять ее контролирующим органам. Другой вопрос, прописанный в За-коне о едином налоге на вмененный доход, вызывающий определенные сомне-ния и требующий разъяснения, - это обязанность индивидуальных предприни-мателей, переводимых на уплату единого налога с вмененного дохода, в месяч-ный срок со дня опубликования законодательного акта представлять в налого-вый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежа-щей уплате в налоговом периоде. Если исходить из существа Закона, то это, скорее, обязанность непосредственно налоговых органов (19).

Хотя некоторые выводы уже можно сделать сейчас. Так в инспекции по налогам и сборам по Сурскому району в 1998-1999 годах было зарегистриро-вано около 225 граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Согласно деклараций, представленных ими в налоговый орган, в сред-нем им начислялся подоходный налог в общем суммовом выражении около 70 тыс. руб. При переходе с 1 января 2001 года на единый налог по вмененному доходу при той же численности предпринимателей, они уже уплатили за три квартала уже около 200 тыс. рублей.

Таким образом, при традиционной системе налогообложения бюджет теряет определенные суммы поступлений.

Заключение:

На современном этапе становления и развития предпринимательства тема "Особенности налогообложения граждан, осуществляющих предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица" весьма актуальна. Ведь знание основ налогового законодательства, правильная организация учета доходов и расходов является одной из важнейших предпосылок правильного определения налогооблагаемой базы, определения размера налога, подлежаще-го уплате в бюджет.

Подводя итог настоящей работе, следует отметить, что из действующих систем налогообложения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица наиболее сложной является "стандартная система", предусматривающая большое количество скидок, выче-тов при определении налогооблагаемой базы. Кроме этого индивидуальному предпринимателю необходимо иметь знания порядка оформления первичных документов для подтверждения расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

В то же время эта система налогообложения считается одной из наиболее "справедливых" и "точных" с точки зрения размера налога, подлежащего уплате в бюджет. Ведь налогоплательщик исчисляет и уплачивает в бюджет налог на доход, исходя из фактически полученного дохода и, в случае, если доход не был получен по результатам отчетного налогового периода, то и налог не под-лежит уплате, а уплаченный авансом налог либо возвращается налогоплатель-щику, либо засчитывается в счет предстоящих платежей.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности одно из на-правлений, позволяющих уйти от сложной "стандартной системы" налогообло-жения. Плата за патент при это системе налогообложения заменяет уплату на-лога на доходы. Она рассчитывается по ставкам, утвержденным законодатель-ством.

Как недостаток упрощенной системы налогообложения учета и отчетно-сти, по моему мнению, является то, что эта система налогообложения ущемляет права налогоплательщиков. Патент выдается с момента обращения о переходе на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности до конца кален-дарного года и плата за патент не пересчитывается в случаях, когда индивиду-альный предприниматель по независящим от него причинам не может зани-маться деятельностью.

Единый налог на вмененный доход является более усовершенствованной системой налогообложения, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

У налогоплательщиков, переведенных на вмененную систему налогооб-ложения сокращается количество уплачиваемых налогов в связи с тем, что эти налоги включены в единый налог на вмененный доход (кроме единого соци-ального налога).

При вмененной системе налогообложения уплата налога производится авансом, таким образом обеспечивается своевременность поступления плате-жей в бюджет разных уровней.

Существенным упущением законодателя можно считать отсутствие упо-минания признака профессионализма индивидуального предпринимателя.

Необходимо внести в законодательство о государственной регистрации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образова-ния юридического лица, какие-либо требования о профессиональной подготов-ке, либо обязательном привлечении профессионалов для ведения учета доходов и расходов. Это касается в основном индивидуальных предпринимателей, до-ходы которых облагаются по стандартной системе налогообложения. Даже не-сложный учет, который предусмотрен действующим налоговым законодатель-ством требует определенных знаний порядка оформления первичных докумен-тов, их регистрации.

Проблему налогообложения граждан, осуществляющих предпринима-тельскую деятельность без образования юридического лица, следует решать комплексно. Наряду с законодательством о налогах следует усовершенствовать законодательство о государственной регистрации предпринимательской дея-тельности и особое внимание уделить форме учета хозяйственных операций.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы можно было их изложить в рамках дипломной работы. Незначительная часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по видимому, до тех пор, пока на государ-ственном уровне не обратят внимание на граждан, осуществляющих предпри-нимательскую деятельность без образования юридического лица, и не увидят, что их деятельность приобретает с каждым годом все более массовый характер и что налоги с их доходов могу значительно пополнить бюджеты разных уровней.

Похожие работы на данную тему