Педагогические условия психофизиологической подготовки школьников к выживанию в экстремальных природных условиях

Название работы: Педагогические условия психофизиологической подготовки школьников к выживанию в экстремальных природных условиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВАI. Теоретические основы проблемы выживания в экстремальных условиях природного характера.

1.1.Экстремальные ситуации природного характера. Понятие экстремальных ситуаций природного характера.

1.2.Особенности экстремальных ситуаций природного характера.

1.3.Характеристика основных опасностей различных климатических зон

1.4.Факторы, влияющие на психологическое состояние выживающего

Выводы по главе I.

ГЛАВА II. Практическая организация психофизиологической подготовке учащихся к выживанию в экстремальных природных условиях.

2.1.Организацияисследования.

2.2. Итоги опытно поисковой работы и их интерпретации .

Выводы по главе II.

Заключение.

Литература.

Выдержка:

Введение:

Способность человека успешно выживать в суровых (экстремальных) условиях природной среды – одно из древнейших его качеств. Он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные предками за многие столетия. Являясь членом общества, он привык мыслить, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью – то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову как укрыться от жары или от холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит необходимую информацию, заболев, обратится к врачу.

Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств, попадает в экстремальные природные условия: в пустыню, тайгу, джунгли, на крайний север.

Как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам. И все это нужно знать и уметь с детства. Благоприятный исход во многом зависит от психофизиологических качеств человека, прочных знаний основ выживания и других факторов.

В экстремальных природных условиях рано наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Глава 2:

Эта часть начального этапа исследовательской работы показала практически нулевой результат готовности школьников к выживанию в условиях вынужденной автономии.

Вторым этапом нашей опытно-поисковой работы предполагалось проведение теоретических и практических занятий с экспериментальной группой.

Мы провели с данной группой школьников курс лекционных занятий по теоретической и практической подготовке обучаемых в условиях экстремальных ситуаций природного характера.

После проведения данных занятий нам удалось сравнить результаты опроса, полученные в экспериментальной группе, с результатами, полученными в контрольной группе. Результаты таковы:

-100% участников экспериментальной группы изменили свое мнение об экстремальных ситуациях в общем и о возможности их возникновения в частности;

-83% считают, что их знания об экстремальных ситуациях природного характера во многом углубились и обогатились новыми сведениями;

-75% находят, что получение новых сведений об экстремальных ситуациях заставило их по-новому взглянуть на эту проблему;

-96% указывают на необходимость проведения систематических практических занятий по подготовке к выживанию в экстремальных условиях, с целью доведения практических умений до уровня навыков;

-93% считают крайне недостаточным время, выделенное программой курса ОБЖ для практической подготовки к выживанию в условиях автономного существования.

Сравнительный анализ данных, полученных в результате проведенной работы по подготовке учащихся к выживанию в экстремальных условиях природного характера, показал, что у участников контрольной группы уровень теоретических и практических знаний не изменился.

Результаты проведенной исследовательской работы привели к выводу о том. Что основной задачей обучения выживанию в экстремальных ситуациях природного характера является:

-выработка навыков аналитического поведения в жизнеопасных ситуациях;

-приобретение знаний и умений в условиях вынужденной автономии;

-формирование опыта мыслительной работы;

-расширение методов ситуативного обучения (анализ опасных ситуаций, в результате которых могут произойти происшествия);

-формирование умения предвидения опасных ситуаций, их оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и смягчения тяжести последствий.

Заключение:

Методически правильно построенный анализ ситуации позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде, формировать первичные навыки выживания в природной среде, способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях природного характера.

Безусловно, создать искусственную экстремальную ситуацию в природе сложно, практически невозможно. Любая природная среда в силу своей естественности не может быть для человека (как существа биологического, являющегося частью природы) экстремальной. Любая игровая ситуация принципиально не подходит для этих целей, так как наигранность ощущается во всем и включения мышления как правило не происходит. Эффект «натуральности» экстремума возникает, как правило, за счет неопытности и забывчивости.

Не дает положительной динамики и использование известного туристического приема «исчезновения командира», когда инструктор, «прячась за кустами», следит за действиями «растерявшейся» группы. Введение участников похода в ситуацию отсутствия снаряжения, если оно в действительности имеется, вообще недопустимый прием, Более правильным будет исключение на инструктаже перед походом рекомендации типа «не забудьте взять», «тщательно приготовьте снаряжение» и т.д.

Условием «комфортного» существования в сложной ситуации природного характера предположить наличие трех вещей (по степени необходимости): нож, соль, спички.

Похожие работы на данную тему