Использование словесных методов в процессе обучения математике младших школьников

Название работы: Использование словесных методов в процессе обучения математике младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические аспекты использования словесных методов

Обучения

1.1 Исторический анализ проблемы

1.2 Различные подходы к классификации методов обучения

1.3 Словесные методы и их использование в начальной школе

Выводы к главе 1

Глава II. Основные пути использования словесных методов в процессе

обучения математики в начальной школе

2.1 Словесные методы на уроках математики в начальной школе

2.2 Методика использования словесных методов на уроках

математики в начальной школе

Выводы к главе II

Заключение

Библиографический список

Приложение

Выдержка:

Введение:

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, технических, экономических, естественно-математических и других по-новому встают вопросы о целях, содержании формах и методах обучения математике в школе, о месте и роле каждого школьного предмета.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации об образовании, вторая статья которого посвящена принципам государственной политики в области образования. В ней говорится о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человек, свободного развития личности. Таким образом, Закон открыл широкие перспективы для перестройки среднего образования, возможности для внедрения различных форм дифференцируемого обучения в практику работы школы.

Психологический аспект подобного обучения напрямую связан с исследованиями в области дифференциальной психологии.

Исследования проблемы обучения с помощью словесных методов с педагогических позиций посвящены работы Ю. К. Бабанского, И. Э. Унт и других. В них представляются системы обучения, отвечающие склонностям учащихся и направленные на развитие и формирование различных сторон личности учащихся.

В перечисленных работах ставились и решались важные общие психолого-педагогические и методические проблемы учета индивидуальных особенностей учащихся их способность к усвоению материала при использовании словесных методов.

Необходимы новые учебные пособия, методические разработки которые учитывали бы специфику нового времени, но при этом сохраняли достаточно общий уровень математического образования, достигнутого отечественной школой.

Глава 2:

Учащиеся должны понять, что если у Коли стало сорок марок, то это те тридцать марок, которые у него были, и еще те, которые ему подарили. Выбирая действие, учащиеся могут рассуждать так: «Отложив из сорока марок тридцать узнаем сколько подарили».

При разборе этой задачи нет необходимости указывать, что 40 – это сумма, 30 – первое слагаемое, неизвестное – второе слагаемое. Достаточно, что бы учащиеся представили себе жизненную ситуацию и своими словами обосновали выбор действия. Аналогично разбираются задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Таким образом в первом классе основное внимание должно быть уделено сознательности при решение задач.

Изменение результатов арифметических действий при изменении их компонентов.

Знания об изменении результатов арифметических действий при изменении их компонентов имеют важное развивающее, образовательное и воспитательное значение. Эти знания позволяют детям создать более Полное представление о каждом арифметическом действии. Применяя эти знания ученик вынужден анализировать, сравнивать, обобщать. Вес это способствует его развитию.

Так же предлагаются упражнения содержащие сюжетные задачи, задания с отвлеченными числами, примеры на применение частных приемов вычитания.

- Как уменьшится частное если делимое и делитель увеличить в 5 раз?

- На мощение тротуара пошло 640 кирпичей. Сколько кирпичей потребуется на мощение другого тротуара, в 5 раз длиннее и вдвое шире первого?

- Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 498, а другое на 218?

- Уменьшите сумму чисел 210 и 70 на 50.

На основе знаний об изменение результатов действия рассматривались частные приемы вычислений с использованием словесных методов.

Заключение:

Проанализированная научно-педагогическая литература и проведенная опытно-педагогическая работа показали, что в процессе обучения младших школьников математике большое значение уделяется использованию словесных методов обучения.

Таким образом, разработка данной проблемы привлекла внимание многих ученых педагогов-психологов.

Разработан ряд классификаций: И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, которые показали, что в современных условиях совершенствования обучения, усложнения учебных знаний, увеличения их объема и глубины, порождает все новые формы и методы обучения детей.

Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.

Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

Проведенная нами опытно-педагогическая работа, анализ опыта учителей и посещения уроков математики в начальной школе показали, что словесные методы используются учителями в процессе обучения младших школьников. Однако учителя не всегда правильно, рационально и обоснованно используют этот метод. Необходимо чтобы всего было в меру, чрезмерное увеличение беседой отвлекает от цели занятия. Во время практической работы некоторые учителя не просто контролируют процесс решения задач, но и вмешиваются в него, так исчезает принцип самостоятельности.

Похожие работы на данную тему