Воспитание координационных способностей в процессе подготовки волейболистов 14-15 лет

Название работы: Воспитание координационных способностей в процессе подготовки волейболистов 14-15 лет

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Туризм

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Координационные способности как виды двигательных способностей

1.1. Понятие «координационные способности», виды координационных способностей.6

1.2. Средства и методы развития координационных способностей.12

1.3. Критерии оценки координационных способностей.24

Выводы по первой главе.27

Глава II. Формирование координационных способностей у волейболистов 14-15 лет

2.1 Возрастные особенности юношей 14-15 лет.28

2.2 Средства развития координационных способностей волейболистов.34

2.3 Методы развития координационных способностей волейболистов 14-15 лет.41

Выводы по второй главе.56

Заключение.57

Список используемой и цитируемой литературы.60

Приложения.64

Выдержка:

Введение:

Волейбол является «самой доступной и распространенной игрой по месту жительства». К тому же волейбол занимает достойное место в системе физического воспитания, решали задачи укрепления здоровья, развитии физических способностей школьников, формирования и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.

«Занятия волейболом – очень эффективное средство укрепления здоровья и физического развития» [3,4]. По словам А.Г. Айриянц, при правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия «вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором наличия у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды». (30;145). А чтобы стать хорошим волейболистом, необходима большая физическая подготовка, обеспечивающая высокий уровень физических способностей, в том числе и координационных, так необходимых современному человеку в связи с ускорением самого темпа жизни.

Вопросы подготовки волейболистов поднимаются многими исследователями: Железняк Ю.Д. рассматривает особенности подготовки детей, основы методики спортивной тренировки, Семашко М.В. – управление процессом спортивной подготовки, Топышев О.П. – технику игры, техническую подготовку волейболиста, Клещев Ю.Н. – тактику игры, тактическую подготовку, подготовку волейболистов высших разрядов, Медведев В.В. – психологическую подготовку волейболиста, Фураев Ю.П. дает исторический очерк развития волейбола. Но особую роль все исследователи отводят физической подготовке юных волейболистов. Так Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. отмечают, что «В процессе общей физической подготовки особое внимание уделяется развитию таких физических качеств, которые недостаточно развиваются специальными упражнениями и упражнениями по технике и тактике из-за их узкой специфической направленности. Успешное решение задач общей физической подготовки является залогом эффективного обучения технике и тактике игры». (9;52) О том, что основу физической подготовленности специалистов составляют хорошо развитая, прыгучесть, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, пишут, в частности, Фурманов А.Г. и Болдырев Д.М.

Глава 2:

Занятия волейболом, как уже было сказано нами являются важным условием развития координационных способностей юношей. Ловкость волейболиста проявляется в двух формах:

А) акробатическая (защитные действия – рывки падения, ускорения, внезапные остановки с последующим выполнением технического приема).

Б) прыжковая (владение телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блока, вторых передач в прыжке).

Составляющими ловкости волейболиста являются:

1. координация движений (соразмерение движений при выполнении технических приемов во времени, в пространстве, по усилию)

2. быстрота и точность действий (выполнить технический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно)

3. способность распределять и переключать внимание с одних действий на другие (обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов)

4. устойчивость вестибулярных реакций (чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности зрительного, кожного анализаторов, уменьшающих точность движений, которая в результате приводит к ошибкам в технике и тактике игры).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, координационные способности волейболиста можно условно разделить на три группы:

1. способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

2. способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.

3. способность выполнять двигательные действия излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства». Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировки во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанной с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности, мышц – антоганистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию современной техники.

Заключение:

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, одним из которых является ловкость, а формой проявления ловкости является координационные способности, именно в ловкости координационные способности проявляется способность человека к осуществлению сложных координированных двигательных актов, а также быстрота овладения движениями и их перестройка в изменяющихся условиях.

2. Координационные способности делятся на специальные, специфические и общие. Каждый вид координационных способностей предполагает использование определенных средств и методов.

3. Основными критериями оценки координационных способностей являются: правильность, быстрота, рациональность, точность, скорость, экономичность, стабильность, находчивость, инициативность, активность, своевременность и целесообразность; основными методами: наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

4. В процессе воспитания координационных способностей необходимо учитывать факторы, определяющие развитие и проявление этих способностей.

5. Задачи развития координационных способностей разнообразны и по отношению к развитию координационных способностей 14-15-летних юношей несколько усложняются.

6. 14-15-летние юноши имеют свои возрастные особенности, учитывать которые необходимо при развитии ловкости волейболиста.

7. Занятия волейболом создают благоприятные факторы для развития и совершенствования координационных способностей юношей.

Похожие работы на данную тему