Управление мотивацией персонала на предприятии

Название работы: Управление мотивацией персонала на предприятии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ 7

1.1. Основные методы управления мотивацией 13

1.1.1. Теории мотивации 14

1.1.2. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении 22

1.2. Особенности мотивации персонала на государственном предприятии 27

1.3. Измерение мотивации 28

2. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ РАБОТНИКОВ ФИЛИАЛА БГУЭП 36

2.1. Характеристика объекта управления 36

2.2. Экономические факторы мотивации персонала 40

2.3. Анализ удовлетворенности работников филиала БГУЭП 47

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ФИЛИАЛА БГУЭП 58

3.1. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала ВУЗа 58

3.2. Предложения по мотивации персонала в филиале БГУЭП 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81

Выдержка:

Введение:

Тема данного дипломного проекта - «Мотивация персонала образова-тельного учреждения на примере филиала БГУЭП».

В дипломной работе рассматривается мотивация персонала в сфере обра-зования. В качестве объекта для проведения исследований по рассматриваемой теме использован БГУЭП, его профессорско-преподавательский состав.

В условиях перехода к рыночной экономике государственные высшие учебные заведения, и БГУЭП не исключение, столкнулись с рядом проблем, которые сказываются практически на всех процессах управления высшей шко-лой, включая систему качества образования и кадрового потенциала высших учебных заведений. Вузы поставлены перед необходимостью самостоятельно решать свои проблемы, разрабатывать новые пути развития и принципы ме-неджмента в высшей школе. И от того, насколько сотрудники заинтересованы качественно выполнять свою работу, зависит успех продолжающихся преобра-зований в высшей школе. Система мотивации труда, социальных гарантий и социальной защиты имеет приоритетное значение в концепции кадровой поли-тики. Реформы не будут эффективны без изменения оплаты интеллектуального труда. Никакая кадровая политика не сможет изменить положение с кадрами, если она будет состоять из необеспеченных деклараций. То есть необходимо создать эффективную систему оплаты труда, которая позволила бы, во-первых, более рационально использовать и без того недостаточные средства из феде-рального бюджета, во-вторых, оптимально распределять средства между под-разделениями университета, в-третьих, привлекать на оплату труда сотрудни-ков дополнительные источники финансирования.

В деятельности вуза в условиях рыночных отношений резко возрастает роль руководящего состава, так как ответственность за финансово-хозяйственное состояние вуза, за качество подготовки специалистов ложится на плечи руководителей различного звена. Поэтому оплата их труда должна яв-ляться стимулом для повышения эффективности управления вузом.

Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функциониро-вать, если не будет создан мотивационный механизм, воздействующий на по-вышение жизненного уровня народа. Нет необходимости комментировать су-ществующий мотивационный механизм. Его просто нет.

Тогда возникает очередной вопрос: поставлена ли цель повышения бла-госостояния народа у нас в стране? За счет какого мотивационного механизма можно осуществить повышение жизненного уровня? Еще раз констатирую, что программной цели нет, как нет и механизма ее реализации. Какие же факторы надо привести в действие, чтобы уровень жизни в условиях рынка не снижался, как у нас, а неуклонно повышался? Прежде всего, поставленную цель можно достичь за счет таких факторов, как совершенствование систем и методов управления, рост объема продукции и услуг, усиление конкурентной борьбы, повышение уровня занятости.

Глава 3:

Материалы и исследования отечественных ученых в области мотивации персонала ВУЗа на данный момент немногочисленны. В порядке анализа и по-иска направлений повышения мотивации рассматривается исследование, про-веденное в Сибирском Федеральном округе, Иркутской области.

Далее рассмотрены проблемы образования в Сибирском Федеральном Округе, Иркутской области - их влияние на мотивацию труда работников обра-зования. Опора на исследования мотивации и демотивации профессиональной деятельности персонала ВУЗа в регионе позволит сделать соответствующие выводы относительно рассматриваемого предприятия. Для этого необходимо несколько скорректировать данные этих исследований под специфику нашего города и конкретно филиала БГУЭП.

Модернизация отечественного высшего образования происходит на фоне интенсивных социально-политических преобразований в стране, связанных с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Это отражается в появлении такой тенденции, как регионализация образования, под которой понимается активное развитие региональной системы образова-тельных учреждений всех уровней, функции которой ориентированы на удов-летворение потребностей населения в образовании с учетом географической, экономической и социокультурной специфики региона.

В Сибирском федеральном округе демографическая ситуация характери-зуется сочетанием ряда негативных тенденций и отрицательно сказывается на формировании собственных трудовых ресурсов, рост которых в последние три года не значителен и не соответствует потребностям развития экономики ре-гиона. Предпринимающиеся попытки решать проблему экстенсивным путем - за счет привлечения приезжей рабочей силы — приводят к нежелательным со-циально-культурным и политическим последствиям, несоизмеримым подчас с достигнутой экономической выгодой. В то же время, по мнению видного отече-ственного философа Э. М. Мирского, повысить экономическую активность трудоспособной части населения можно путем интенсификации социально-организационных инноваций, причем ключевую роль в реализации такой ин-тенсивной стратегии он отводит соответствующим образом ориентированной системе высшего образования.

Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в нашем регионе напрямую отражается на уровне доходов населения, занятого в сфере образова-ния. Низкий уровень оплаты труда в отрасли делает ее не привлекательной для молодежи и ведет к падению престижа профессии преподавателя, с одной сто-роны, а с другой - приводит к необходимости выявлять и применять в практике управления профессиональные мотиваторы, активно развивать различные фор-мы стимулирования труда в системе высшего образования.

Высшая школа в Сибири и Иркутской области в частности, развивается по тем же направлениям, что и в стране в целом. Увеличивается количество высших учебных заведений.

Заключение:

Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работни-ков к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Макиавелли когда-то заметил, что если государю приходится выбирать между любовью и страхом как средствами управления подданными, то надеж-нее опираться именно на страх. Сегодня руководители многих предприятий и фирм действуют в русле макиавеллевских канонов, благо экономическая ситуа-ция в стране и состояние рынка труда не препятствуют этому. Слово «мотива-ция» приобрело несколько иное содержание. Работники мотивированы стра-хом. Страхом безработицы, роста цен семейной необеспеченностью. Для мно-гих руководителей мотивировать - значит заставить работать. Выжать из чело-века все, что можно. Односторонний процесс. Игра в одни ворота.

Если бы мы продолжали жить вне остального мира, если бы все достиже-ния в области управления персоналом были для нас неизвестны и на собствен-ном опыте предстояло бы прийти к их открытию, что существующий подход еще можно было бы понять и оправдать. Мы сами провели бы Хоторнский экс-перимент, по-настоящему удивившись его результатам построили бы пирамиду Маслоу, и нашелся бы собственный МакГрегор, который бы заявил: «Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте лю-дям расти самим. Вот тогда они вас удивят». Однако все это уже было. Нам ос-тается только этим воспользоваться. Вот здесь-то и начинаются трудности.

Да, действительно, существуют организации, которые обречены на ги-бель в условиях рыночной конкуренции. Но если организация претендует на роль динамично развивающейся, то мотивация персонала является фактором конкурентного преимущества, внутренним источником развития, от которого просто нельзя отказываться.

Похожие работы на данную тему