Снижение уровня тревожности через формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста.

Название работы: Снижение уровня тревожности через формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОБЗОР УЧЕНИЙ И ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ТРЕВОЖНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема тревожности в отечественных и зарубежных направлениях психологических исследований 6

1.2. Особенности и стратегии взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками, влияние стратегий взаимодействия на эффективность совместной деятельности 18

1.3. Коммуникативная компетентность и неудовлетворённость ребенка положением в группе сверстников 26

2. МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика методов сбора данных 34

2.1.1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора 34

2.1.2. Тест школьной тревожности Филипса 34

2.1.3. Социометрический тест 35

2.2. Характеристика материалов исследования 35

2.3. Процедура, организация и этапы проведения исследования 36

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ “РЕБЕНОК-РЕБЕНОК”

3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 38

3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста 42

3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

ВЫВОДЫ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51

Выдержка:

Введение:

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями “Я-концепции”. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Похожие работы на данную тему