Снижение уровня тревожности

Название работы: Снижение уровня тревожности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОБЗОР УЧЕНИЙ И ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ТРЕВОЖНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема тревожности в отечественных и зарубежных направлениях психологических исследований 6

1.2. Особенности и стратегии взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками, влияние стратегий взаимодействия на эффективность совместной деятельности 18

1.3. Коммуникативная компетентность и неудовлетворённость ребенка положением в группе сверстников 26

2. МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика методов сбора данных 34

2.1.1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора 34

2.1.2. Тест школьной тревожности Филипса 34

2.1.3. Социометрический тест 35

2.2. Характеристика материалов исследования 35

2.3. Процедура, организация и этапы проведения исследования 36

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ “РЕБЕНОК-РЕБЕНОК”

3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 38

3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста 42

3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

ВЫВОДЫ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты по тесту школьной тревожности Филипса 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты социометрического исследования 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Социоматрица 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Рекомендации для учителей и лекции по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Описание процесса проведения занятий и содержание программы 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Сравнение результатов Теста школьной тревожности Филлипса на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Выдержка:

В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: формирование с помощью коррекционно-развивающих занятий коммуникативной компетентности приведет к снижению уровня тревожности.

Цель исследования: выявить влияние специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок”.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблемам тревожности, коррекционным мероприятиям и проблемам которые могут возникать в младшем школьном возрасте.

2. Выявить тревожность у детей младшего школьного возраста.

3. Создать комплекс мероприятий, направленных на снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

12. Было установлено, что во втором классе большинство детей с повышенной тревожностью.

13. Существует связь между проявлением тревожности и неудовлетворенностью статусным местом в группе у детей младшего школьного возраста

14. Проведенная групповая коррекционно-развивающая работа способствовала снижению тревожности у детей младшего школьного возраста.

15. Качественный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для вывода о возможности снижения тревожности у детей младшего школьного возраста через систему коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие конструктивных способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им эффективно вступать во взаимодействие и добиваться положительных результатов в совместной деятельности.

16. В профилактике и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Ком., 1999 – 416 с.

60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: - М.; 1979

61. Рогов Е.И. Национальная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: Владос, 1996 – 529 с.

62. Роджерс К. Науке о личности / История зарубежной психологии. Тесты – М.; 1980 – с. 199-230

63. Руденский Е.В. Психотехника общения – Новосибирск: Изд-во СибСПИ, 1990

64. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 1997 – 320 с.

65. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. // Пер. с англ. Общ. ред. Петровский А.А. – М.: Прогресс, 1990

66. Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание – 1996 - №4 – с. 11-14

67. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 1996 - №1 – с. 25-30

68. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982

Похожие работы на данную тему