Гражданско-правовое положение унитарного предприятия

Название работы: Гражданско-правовое положение унитарного предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

I. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 8

1. Государственная собственность как основа

хозяйственной деятельности предприятия. 8

2. Эволюция законодательства о государственном

унитарном предприятии. 18

3. Реструктуризация государственных

унитарных предприятий. 23

II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОБРАЗОВАНИЙ. 33

1. Общая характеристика режима имущества

государственного унитарного предприятия. 33

2. Реализация прав государственного унитарного

предприятия на аренду недвижимости. 40

III. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ

ПРЕДПРИЯТИЕМ. 45

1. Роль государственных органов власти в управлении

имуществом унитарных предприятий. 45

2. Органы управления в государственном

унитарном предприятии. 50

3. Защита прав и законных интересов государственных

унитарных предприятий. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

Библиография 59

Приложения 64

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск внутренних резервов, модернизацию и повышение эффективности деятельности государственного сектора, укрепление партнерских отношений с частными предприятиями. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства рыночных отношений имеет практическое значение. Исследования данной проблемы позволят выявить результаты проведения экономических реформ и совершенствования правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности и сочетающие частные интересы трудовых коллективов и публичные интересы государства. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного правового статуса предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии в Российской Федерации представляется актуальной задачей.

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положение о признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Такое установление новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью отвечает задачам развития демократических основ России в сфере экономики.

Глава 3:

Как уже отмечалось выше, государство по отношению к государственным предприятиям выступает двояким образом. Применительно к закрепленному за ними имуществу оно осуществляет регулятивные функции, выражая публичные интересы и в то же использует все средства частноправового регулирования. Оно может: а) менять распределение предприятий как объектов госсобственности между Федерацией и ее субъектами; б) продавать их, приватизировать; в) приобретать или отчуждать часть имущества государственных предприятий; г) решать вопрос о предпочтительном управлении акциями и долями, находящимися в собственности государства; д) допускать различные формы участия государственных предприятий в составе хозяйственных объединений.

Вместе с тем, следует отметить пока недостаточно четко отработан правовой механизм участия федеральных органов и государственных органов субъектов Федерации в управлении государственной собственностью, закрепленной за унитарными предприятиями.

Государственное регулирование собственностью, закрепленной за унитарными предприятиями — это система мер законодательного, контролирующего, координирующего и распорядительного характера в целях стабилизации и развития социально-экономической системы.

Государство как субъект экономических отношений имеет свои особенности. В его компетенции преобладает руководство хозяйственной деятельностью. В соответствии с Конституцией РФ оно имеет соответствующую имущественную базу и полномочия для ведения хозяйственной деятельности и руководства ею. Прежде всего, руководство экономикой, своей собственностью, государство проводит с помощью законотворческой деятельности органов государственной власти, осуществляющих функции собственника.

Заключение:

Экономическая стабильность каждой страны и устойчивое развитие ее экономики определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями, которые занимают прочное место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей осью всей многоукладной экономики. И хотя удель¬ный вес государственных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и весьма подвижен, их роль бесспорна.

Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу статуса госпредприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки государственного сектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Вместе с тем, их правовой статус предприятий в настоящее время регламентирован явно слабо, несмотря на принятие Закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. Между тем, дело касается эффективности управления и использования значительной части публичной (государственной и муниципальной) собственности. Поэтому, безусловно, необходимо скорейшее внесение дополнений в федеральный закон, целиком посвященного статусу унитарных предприятий, а также правового и экономического определения режима государственной собственности. Таким образом, первый очевидный вывод состоит в признании возможности и необходимости развернутой правовой регламентации, как статуса государственных предприятий, так и правового режима закрепленного за ними имущества.

Похожие работы на данную тему