Гражданско-правовое положение унитарного предприятия

Название работы: Гражданско-правовое положение унитарного предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Законодательные основы деятельности унитарных предприятий

1.1 . Государственное регулирование предпринимательской деятельности

как основного вида деятельности унитарных предприятий

1.2 . Правовое регулирование деятельности унитарных предприятий

в государственном секторе экономики России

Глава 2. Правовой статус государственных и муниципальных

унитарных предприятий

2.1. Субъекты государственного предпринимательства

2.2. Общее понятие предприятия

2.3. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий

Глава 3. Судебная практика по деятельности унитарных предприятий

3.1. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ

от 28 февраля 2003 г. N 93-Г03-5

3.2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

от 22 октября 2002 г. N 7358/02

3.3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

от 21 мая 2002 г. N 12349/01

Заключение

Библиография

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономики, совершенствование ее правового регулирования приводит к значительным изменениям в имущественных отношениях. Так, происходит процесс постепенного вовлечения в имущественный оборот объектов, которые длительное время были изъяты из гражданского оборота или же оборот, которых был ограничен. К числу таких объектов можно отнести предприятие.

Согласно программе Правительства РФ «О социально-экономическом развитии Российской Федерации», одним из основных элементов реформ должна стать реформа региональных финансов, направленная на повышение эффективности экономической и бюджетно-налоговой политики региональных и местных органов власти.

В рамках реформы региональных финансов особое внимание должно быть уделено повышению качества управления унитарными предприятиями, учрежденных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В данной работе из широкого спектра правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий особое внимание было направлено на рассмотрение наиболее актуальной в настоящий момент проблемы. Данной проблемой является правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий именно в государственном секторе экономики Российской Федерации. Следовательно, если затронуто такое понятие как государственный сектор экономики Российской Федерации, естественно существует и государственное регулирование в данном секторе.

Под деятельностью унитарных предприятий в данной работе рассматривается предпринимательская деятельность. А так как сделан акцент на предпринимательскую деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий именно в государственном секторе экономики России, считалось необходимым рассмотреть именно государственное регулирование предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день проблема правового регулирования государственного предпринимательства в юридической литературе полностью не раскрыта. Нуждается в дальнейшей разработке следующие проблемы: понятие и сущность государственного предпринимательства, его признаки, причины образования; субъекты государственного предпринимательства, задачи, решаемые государственным предпринимательством и другие вопросы. В дипломной работе делаются попытки всестороннего рассмотрения этих проблем, их анализ и конкретные предложения их решения.

Глава 2. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

2.1. Субъекты государственного предпринимательства

Российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в хозяйственном обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем некое подобие их иерархии отсутствует. Между тем правовые системы зарубежных стран исходят из монистической модели участия государства в гражданском обороте22.

Современное законодательство, в отличие от Гражданского кодекса РСФСР (1964 года), где лишь в отдельных статьях было предусмотрено разграничение гражданско-правовой ответственности государства и юридических лиц, ввело в сферу хозяйственно-правовых отношений новые субъекты права - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации и муниципальные образования.

Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъектности государства служит их статус как субъектов права. При этом надо подчеркнуть, что никакими прерогати¬вами, льготами и т. п. в правоотношении по сравнению с другими "не властными" его участниками они не пользуются. Обновленное российское законодательство последовательно стоит на позиции о недопустимо¬сти какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей, представляющей, защищаю¬щей интересы российского народа и выступающей от имени народа с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных от¬ношениях. Российская федерация, субъекты Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономная область, ав¬тономные округа), а также городские, сельские поселения и другие му¬ниципальные образования о которых сказано в п. 1 ст.124 ГК РФ, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридиче¬скими лицами23.

Государство как субъект хозяйственного права наделено признаками, свойственными субъектам хозяйственного права: обладает собственным имуществом, которое реализует в экономическом обороте, хозяйственной компетенцией, руководит хозяйственной деятельностью и непосредст¬венно осуществляет ее, устанавливая хозяйственные связи с другими уча¬стниками хозяйственного оборота властно и на основе договоров.

Конечно, как субъект предпринимательского права государство имеет свои особенности. В его компетенции преобладает руководство хозяйст¬венной деятельностью. Государство не нуждается как участник экономиче¬ского оборота в легитимации подобно другим субъектам. В соответствии с Конституцией РФ оно имеет соответствующую имущественную базу и компетенцию для реализации ведения хозяйственной деятельности и руко¬водства ею. Руководство экономикой с помощью актов юридической си¬лы, то есть законов, также является его особенностью. При рассмотрении государства как субъекта предпринимательского права необходимо устано¬вить, какие же органы Российской Федерации устанавливают правоотношения государства с другими субъектами. Если ранее считалось, что реа¬лизовать компетенцию государства (в установленной законом мере) вправе любые органы государства, то сегодня это иначе.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты РФ

1. Конституция РФ от 12.12.93.

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 №51 / СЗ РФ 1994 №32, ст. 3301.

2. Федеральный закон №115-ФЗ от 20.07.95 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

3. Бюджетный кодекс РФ (№ 145-ФЗ от 31.07.98).

4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

6. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

8. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 "Об утверждении стандартов оценки".

9. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц".

10. Постановление Правительства РФ от 10.02.94 № 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (действует в ред. от 16.03. 2000 № 234).

11. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".

12. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ".

13. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения".

14. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

15. Распоряжение Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

16. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Специальная литература

1. Пикулькин А.П. Система государственного управления. – М., 1997.

2. Савченко В., Шулус А. Феномен государственного предпринимательства // Российский экономический журнал, 1997, №1.

3. Савченко В., Винцлав Ю. Российское госпредпринимательство: корпоративная ипостась // Российский экономический журнал, 1997, №5.

4. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. – М., 2003.

5. Таркановский Е. Государственное предпринимательство: Организационно – правовые формы // Вопросы экономики, 1999, №12.

6. Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий / Вопросы экономики, 1996, №10.

7. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. – М., 2002.

8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф. Н.И. Химичева – М., 2002.

9. Толстошеев В.В. Региональное экономическое право России: Учебно-практическое пособие. –М, 1999.

10. Бабаич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. –М.,1999.

11. Управление государственной собственностью: Учебник / Под. Ред. Проф. В.И. Кошкина. – М..,2002.

12. Албегова И.М., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей ред. проф. А.В. Сидоровича. – М., 2000.

13. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство/Проблемы. Теория. Практика: Сборник / Отв.ред. А.А. Маковский. – М., 1999.

14. Гражданское право. Ч.1 / Под.ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2002.

15. Лаптев В. В. Законодательство о предприятиях. // Государство и право. М., 2000, №7.

16. Дойников И.В. Государственное предпринимательство: Учебник. – М., 2000.

17. Дойников И.В. Предпринимательсткое право. – М., 2002.

18. Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. – М., 2001.

Арбитражная практика.

1. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ

от 28 февраля 2003 г. N 93-Г03-5/ Правовая система «Гарант».

2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

от 22 октября 2002 г. N 7358/02/ Правовая система «Гарант».

3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

от 21 мая 2002 г. N 12349/01/ Правовая система «Гарант».

Похожие работы на данную тему