Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая

Название работы: Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

119 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Психологическое обеспечение и психологическая готовность в системе подготовки к профессиональной деятельности

1.1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности в системе общей подготовки специалиста

1.2. Профессиональная направленность как интегративная характеристика психологической готовности к профессиональной деятельности

1.3.Закономерности формирования мотивационного компонента в системе профессиональной подготовки специалиста

Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальное изучение мотивации как критерия психологической готовности к профессиональной деятельности

2.1.Постановка проблем, организация и методы исследования

2.2..Исследование особенностей мотивационно-целевой структуры личности студентов.

2.3.Исследование ценностных ориентаций студентов.

2.4. Программа тренинга профессионально-психологического роста

« Сотрудничество и конкуренция»

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложение

Выдержка:

Введение:

Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в которой одна из ключевых идей – это идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня - это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства

Новое качество подготовки специалистов требует иных критериев его оценки. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов – ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования на формирование нового качества подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерии оценки качества образования наряду со знаниями друге параметры. В качестве такого параметра выделяют психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Глава 2:

Эта игра проводится в четыре этапа

А) участникам предлагается расчертить чистый лист бумаги на две колонки, и в левую колонку вписать все 15 предметов, согласно предложенной схеме. На данном этапе участники работают в индивидуальном порядке. (15 минут).

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий "Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему".

Б) Участники объединяются в пары, и, теперь уже совместно, распределяют эти же предметы и записывают их в правую колонку. (10 минут).

В) участники возвращаются в круг и начинают совместное обсуждение. Во-первых, они должны совместно выработать стратегию выхода из сложившейся ситуации: оставаться на месте и ждать помощи или пробиваться к ближайшему населенному пункту. А затем, в зависимости от выбранной стратегии, распределить все предметы согласно предложенной схеме. Наиболее острые или показательные моменты этой дискуссии снимаются на пленку. (35 минут).

Г) После дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры (60 минут). Обсуждение строится вокруг следующих основных вопросов:

- Удовлетворен ли каждый из вас лично результатами прошедшего обсуждения;

- Что вызвало вашу удовлетворенность (неудовлетворенность);

- Как по-вашему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет;

- Была ли выработана общая стратегия спасения;

- Что помешало принять активное участие в обсуждении;

- Ты не согласен с принятым решением;

- Почему вам не удалось отстоять свое мнение;

- кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу;

- что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе;

- на какой стадии появился лидер;

- какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями;

- какие способы поведения оказались наименее результативными;

- какие только мешали общей работе;

- как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников

Заключение:

Подходы к исследованию психологической готовности к отдельным видам деятельности свидетельствуют о том, что она понимается как совокупность качеств личности, способствующих эффективной деятельности. В посвященной изучению психологической готовности студентов к профессиональной деятельности мы рассмотрели теоретические подходы к исследованию психологической готовности определяя для себя что успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду:

1. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов. Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.

2. Для нашей работы мы выделяем мотивационно целевой аспект психологической готовности, предполагая, что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности

Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на степень психологической готовности к профессиональной деятельности.

Похожие работы на данную тему