Коррекция нарушений детско-родительских отношений

Название работы: Коррекция нарушений детско-родительских отношений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………. 3

Глава I . Теоретические аспекты семейных отношений .. 7

1.1. Характеристики и функции современной семьи … 7

1.2. Анализ основных психолого-педагогических моделей родительско-детских отношений ……………………………

16

1.3. Влияние родительского отношения к ребенку на его психическое развитие …………………………………………………

26

Глава II. Содержательные и технологические аспекты коррекции детско-родительских отношений …………………...

37

2.1. Опыт изучения детско-родительский отношений …… 37

2.2. Апробация методов и приемов коррекционной работы с родителями младших школьников ……………………

46

Заключение ………………………………………………………… 55

Литература ………………………………………………………… 59

Приложение ……………………………………………………… 62

Выдержка:

Введение:

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким другим соци-альным институтом, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение различными социальными ролями, необходи-мыми для адаптации ребенка в социуме. В семье закладываются основы нрав-ственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутрен-ний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда на-ук – демографии, экономики, социологии, психологии, педагогики. Специали-сты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, особенности детско-родительских отношений и семейного воспитания. Демографы фиксируют па-дение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей, сни-жение жизненного уровня, психологи выделяют типичные проблемы детско-родительских отношений, педагогов беспокоит падение нравственных устоев семейного воспитания. Данные исследования позволяют говорить о реализации целостного подхода к изучению современной семьи, ее жизнедеятельности.

Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический про-цесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на станов-ление и развитие ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребен-ка заложена в самой природе отношений родителей к детям, сущность которых заключается в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Ха-рактер отношений родителей, степень их взаимного согласия, чуткости и ува-жения, способы разрешения различных внутрисемейных проблем, тон и харак-тер семейных разговоров – все это воспринимается ребенком и становится нор-мой его собственного поведения, отношения, позиции.

Глава 2:

В результате проведенного теоретического исследования нами были выяв-лены основные понятия и характеристики детско-родительских отношений, их влияние на развитие ребенка.

Сложность работы с родителями, недостаточность собственного практиче-ского опыта, ограниченный временной промежуток психолого-педагогической практики не позволил нам организовать систематическую работу с родителями младших школьников. Вместе с тем интерес к заявленной проблематике иссле-дования, достаточный уровень теоретической и практической подготовки по-зволили нам создать предпосылки для проведения эмпирического исследования.

Цель экспериментальной работы заключалась в систематизации опыта ра-боты школьного психолога по корректировке, изменению взаимоотношений родителей и младших школьников. Характер цели реализован в общих задачах экспериментального исследования:

1. Изучить характер детско-родительских отношений в семьях младших школьников.

2. Апробировать в собственной практической деятельности методы и приемы, используемые в работе с семьей школьным психологом.

Исследование осуществлялось в 2002 – 2003 годах на базе МОУ НОШ «Первые шаги» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 652 ребенка младшего школьного возраста, родители, учителя начальных классов, психолог школы С.В.Томилова.

Для реализации первой задачи – изучение характера детско-родительских отношений в семьях младших школьников - нами были изучены документы (анализы и планы работы начальной школы, анализы и планы работы с родите-лями учителей начальных классов, психолога, посещены и проанализированы консультации с родителями, родительские собрания. Использование различных методов педагогического исследования позволило выявить основные элементы системы работы психолога с родителями:

- изучение межличностного общения родителей и детей;

- психологическая помощь родителям в разрешении конфликтов;

- повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения и установления позитивных взаимоотношений с детьми;

- психолого-педагогическая помощь ребенку.

С помощью валидных методик диагностики детско-родительских отноше-ний психолог получает информацию об отклонениях в психическом развитии ребенка, выясняет причины конфликтов между родителями и детьми. Все мето-дики, используемые психологом школы, делятся на две группы: исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» с позиций родите-лей; исследование детско-родительских отношений с позиций ребенка.

Заключение:

Семья является особым социальным институтом, ближайшей средой фор-мирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и пси-хологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлением каждого ее члена. Анализ литературы показал существование нескольких под-ходов к определению категории «семья». Объединяя подходы социологов (О.В.Черкасова, А.Г.Харчев и др.) мы определяем семью как малую социальную группу, основанную на брачном союзе и (или) кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, заинтересованностью в совместном проживании и взаимной помощи, моральной ответственностью. Психологи и педагоги (С.А.Беличева, А.Б.Добрович, А.Е. Личко, др.) семьей называют социальный ин-ститут, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людь-ми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни лю-дей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, их воспитание и образование. Семья, по мнению О.В.Черкасовой, призвана быть надежным психологическим «укрытием», «нишей», обеспечивающей выжива-ние человека в трудных быстро меняющихся условиях современной жизни.

Исследователи констатируют, что, с одной стороны, многие проблемы и трудности семейного воспитания обусловлены жизненным уровнем, матери-альным благополучием; с другой стороны – общекультурным, нравственным, педагогическим уровнем родителей. Вместе с тем уровень воспитания отстает от достатка. Есть вполне благополучные во всех отношениях семьи, в которых дети характеризуются девиантным поведением. На наш взгляд, главным при-знаком (и проблемой семейного воспитания!) является то, насколько полно и эффективно семья трансформирует социальные потребности и установки в практику домашних нравственных отношений, как корректируется семейная мораль и морально-психологический климат семьи. Противоречия в нравст-венных отношениях происходят более открыто именно в семье, т.к. ее стабиль-ность и интимность способствует более непринужденному и доверительному выражению своего отношения к окружающему миру. Для ребенка они являют-ся воспитывающими, ибо освящены авторитетом родителей и старших. Для не-го семья - это целое общество, по нормам которого он судит о жизни вообще. В этом ее специфика и воспитательный потенциал.

Похожие работы на данную тему