ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Название работы: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ……………………………………………………………………...7

1.1. Семья как предмет социально-психологического исследования…………7

1.2. Детско-родительские отношения в неполных семьях……………………12

1.3. Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи……..19

1.4. Специфика психологической помощи детям после развода

родителей…………………………………………………………………………25

Выводы по первой главе………………………………………………………...30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………32

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………….............32

2.2. Методики исследования……………………………………………………34

2.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………….............40

Выводы по второй главе………………………………………………………...61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...65

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………...69

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...73

Выдержка:

Введение:

Актуальность работы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Исследователи отмечают негативные последствия развода у детей подросткового возраста (А.Я. Варга, И.С. Кон, И. Лангмейер, З. Матейчек, Крюкова, С.Л. Калиничева, А.С. Колесник, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.И. Захаров и др.).

На современном этапе развития практики оказания психологической помощи семье достаточно полно представлены технологии коррекции семейных отношений, в частности детско-родительских отношений в неполных семьях с учетом возрастных особенностей детей, представлены содержание консультативной помощи родителям, групповые родительские тренинги детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров и др). Однако недостаточно полно представлены групповые технологии психологической помощи подросткам, пережившим развод родителей, с учетом этапа адаптации к ситуации развода.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день существуют противоречие между недостаточной практической разработанностью приемов и методов групповой психологической помощи подросткам в ситуации развода родителей и запросами практики на оказания своевременной психологической помощи подросткам после развода родителей, снижающей негативные последствия распада семьи.

С учетом этих противоречий определена проблема исследования, которая звучит следующим образом: каковы методы групповой психологической помощи подросткам после развода родителей, снижающие негативные последствия распада семьи?

Цель исследования – изучение методов групповой психологической помощи подросткам после развода родителей.

Гипотеза исследования: групповая психологическая помощь подросткам после развода родителей эффективна при выполнении следующих условий: отреагирование негативных чувств и аффективная переоценка опыта, связанных с ситуацией развода родителей; позитивная реинтерпретация опыта развода родителей и восстановление позитивной семейной картины; обучение методам совладания с негативными последствиями развода родителей.

Объект исследования – групповая психологическая помощь подросткам.

Предмет исследования – методы групповой психологической помощи подросткам после развода родителей.

Глава 2:

Статистический анализ с помощью метода Стьюдента в экспериментальной группе подростков выявил значимые различия по таким показателям материнского отношения, как позитивный интерес (t= 6,45, при p<0,05), директивность (t= 8,22, при p<0,05), непоследовательность (t= 8,94, при p<0,05).

Таким образом, после проведения психологического тренинга у подростков экспериментальной группы в оценке материнского отношения выявлены статистически значимое повышение позитивного интереса, снижение директивности и непоследовательности.

Перейдём к анализу динамики материнского отношения у подростков контрольной группы, представленного в таблице 2.8.

Сравнительный анализ результатов изучения материнского отношения в контрольной группе испытуемых в ходе предварительного и итогового тестирования показывает незначительные изменения по большинству показателей материнского отношения, однако, в ходе статистической обработки данных с помощью t-критерия Стьюдента в контрольной группе испытуемых статистически значимые различия не обнаружены.

При сопоставлении данных контрольной и экспериментальной групп статистически значимые изменения в характере материнского отношения в сторону повышения позитивного интереса, снижения директивности и непоследовательности выявлены только в экспериментальной группе испытуемых. Данные результаты можно проинтерпретировать следующим образом. Включение подростков в специально организованную группу по заявленной в исследовании программе тренинга, связано с одобряемой в ходе тренинга установке на позитивную реинтерпретацию опыта развода родителей и восстановление позитивной семейной картины в атмосфере доверительности и безопасности, что обеспечивает снижение у подростков негативного отношения к матери, а именно повышение позитивного интереса, снижение директивности и непоследовательности.

Следующей задачей нашего исследования стало изучение динамики эмоционального отношения подростков экспериментальной группы к ситуации развода, к отцу и к матери, полученным по методике ЦТО А. Эткинда. Результаты исследования представлены в таблице 2.10.

Заключение:

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем психологической теории и практики – проблеме психологической помощи детям после развода родителей. Особую важность данная проблема приобретает именно в подростковом возрасте, в котором переплетаются противоречивые тенденции развития, что обуславливает ранимость самооценки, эмоциональную неустойчивостью и актуализирует тяжесть психологических последствий распада семьи для подростка.

В ходе теоретического анализа по проблеме исследования, которому посвящена первая глава работы, рассмотрены теоретические подходы зарубежных и отечественных исследователей к семье как объекту социально-психологического исследования, ее структуре и функциям, изучены особенности детско-родительских отношений в неполных семьях, а также взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи с точки зрения возрастных и гендерных особенностей переживания детьми ситуации развода родителей, изучены различные подходы и специфика психологической помощи детям после развода родителей.

На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в том, что групповая психологическая помощь подросткам после развода родителей эффективна при выполнении следующих условий: отреагирование негативных чувств и аффективная переоценка опыта, связанных с ситуацией развода родителей; позитивная реинтерпретация опыта развода родителей и восстановление позитивной семейной картины; обучение методам совладания с негативными последствиями развода родителей.

Для решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали подростки, пережившие развод родителей в течение одного года, в возрасте от 13 до 15 лет в количестве 32 человека. Экспериментальную группу составили подростки после развода родителей в количестве 16 человек, которые посещали групповой психологический тренинг, направленный на снижение негативных последствий распада семьи. Контрольную группу составили подростки после развода родителей в количестве 16 человек, которые не посещали занятия психологического тренинга. Экспериментальной базой исследования стал Центр психологической помощи «Психологические Консультации» г. Москвы.

Результаты исследования показали, что уровень семейной тревожности у подростков, пережившим развод родителей, до проведения группового психологического тренинга, лежит в зоне повышенного и высокого уровня, что отражает переживание семейной вины, семейной тревоги и семейной напряженности. Исходный уровень стилей отцовского отношения так, как видят их подростки, характеризуется враждебностью и автономностью, что проявляется в эмоционально-холодном, отвергающем стиле общения, формальном подходе к воспитанию, в отсутствии интереса к жизни подростка. Исходный уровень материнского отношения, по мнению подростков, характеризуется с одной стороны непредсказуемостью и резкой сменой воспитательных приемов, с другой директивностью и доминантным стилем общения матери с подростком.

В ходе исследования обнаружено, что в ситуации развода родителей эмоциональное отношение к разводу и к отцу у большинства подростков характеризуется негативным отношением, эмоциональное отношение к матери наряду с нейтральным, характеризуется эмоционально положительным отношением. Эмоциональное отношение подростков к семье в ситуации развода родителей характеризуется повышенным уровнем чувства неполноценности и враждебности, высокой тревожностью и конфликтностью семейной ситуации.

Похожие работы на данную тему