Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса

Название работы: Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Социально-педагогическая деятельность 6

1.1. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности 6

1.2. Социально-педагогическая деятельность 13

Глава II. Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса 22

2.1. Понятие коррекционного обучения 22

2.2. Дети «группы риска» 34

2.3. Общие проблемы и принципы диагностики 36

2.4. Технологии работы социального педагога 40

Глава III. Экспериментальная часть 48

3.1. Комплексная диагностика отклоняющегося поведения 48

3.2. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося развития 52

Заключение 61

Список литературы 63

Выдержка:

Введение:

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы.

Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузке школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможного.

Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень, является индивидуализация обучения. Под индивидуализацией следует понимать взаимосвязанный комплекс организационно-педагогических и методических мероприятий, направленный на создание условий для оптимального обучения и развития каждого школьника с учетом его реальных учебных возможностей, индивидуальных склонностей и интересов.

Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успешности, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.

Глава 3:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) яв¬ляется самой частой причи¬ной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. По данным зару¬бежных и отечественных исследова¬ний, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4,0—9,5%, при этом СДВГ преобладает среди мальчиков, и соотношение мальчиков и девочек с СДВГ в среднем составляет 5: 1 [3,4,7].

Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием пред¬ставлений о минимальных мозговых ди¬сфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как послед¬ствия ранних локальных повреждений головного мозга, проявляющиеся воз¬растной незрелостью отдельных выс¬ших психических функций и их дисгар¬моничным развитием. СДВГ — один из вариантов ММД, картину которого оп¬ределяют неуместная, не соответствую¬щая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллекту¬альной деятельности, проблемы во вза¬имоотношениях с окружающими, зани¬женная самооценка, сопутствующие нарушения поведения, трудности школьного обучения, двигательная не¬ловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности.

К основным диагностическим кри¬териям СДВГ по современным класси¬фикациям МКБ-10 [6] и DSM-IV [10] от¬носятся:

— несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свиде¬тельствующие о недостаточных адапта¬ционных возможностях нарушения внимания, гиперактивность и импуль¬сивность;

— появление и развитие симптомов в возрасте младше 7 лет;

— сохранение симптомов на протя¬жении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свиде¬тельствует о плохой адаптации ребенка;

— проявление недостаточной адап¬тации в различных ситуациях несмотря на соответствие уровня интеллектуаль¬ного развития нормальным возраст¬ным показателям .

Заключение:

Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительно¬го числа специальных (коррекционных) образовательных учрежде¬ний, к созданию в общеобразовательных школах классов вырав¬нивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обуче¬ния. По свидетельству специальных психолого-педагогических ис¬следований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в спе¬циальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционно-развивающих классах имеют известные особенности, а характер усвое¬ния учебного материала учащимися данных классов несколько от¬личается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического про¬цесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками.

Создание дифференцирован¬ной сети специальных учреж¬дений для аномальных детей позволило обеспечить своев¬ременной лечебно-педагогической по¬мощью и специальным обучением де¬тей с различными видами аномального развития (глухих, слепых, умственно отсталых, детей с частичными дефекта¬ми: слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи). Прогноз дальнейшего развития аномального ребенка во многом зави¬сит от правильного решения вопроса о типе школы, в которой должен обучать¬ся ребенок.

Похожие работы на данную тему