Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе

Название работы: Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы готовности к

школьному обучению 5

1.1. Понятие психологической готовности к школьному

обучению 5

1.2. Проблема развития слабослышащих дошкольников

9

1.3. Принципы отбора диагностических методик для

слабослышащих детей 12

Глава 2. Методики изучения психологической

готовности слабослышащих дошкольников к обучению в

школе 16

2.1. Методы диагностики слабослышащих детей 16

МЕТОДИКА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ 18

МЕТОДИКА 2. НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)

18

МЕТОДИКА 3. ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (по Й. Ерасеку) 19

МЕТОДИКА 4. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)

21

МЕТОДИКА 5. СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

21

МЕТОДИКА 6. ПАМЯТЬ. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

23

МЕТОДИКА 7. ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 23

МЕТОДИКА 8. ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 24

МЕТОДИКА 9. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой)

25

МЕТОДИКА 10. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА 26

МЕТОДИКА 11. УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 28

МЕТОДИКА 12.ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 28

13. . ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ 29

14. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К

ШКОЛЕ 31

15.ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 31

2.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений в

мышлении у слабослышащих детей 32

Заключение 41

Выдержка:

Введение:

Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья конца XX века в России является проблема интеграции. Сложившаяся у нас система дифференцированного подхода к обучению лиц с нарушениями слуха решала ее исключительно средствами специального образования.

"Существует мнение, что природа очень ревниво оберегает свои тайны. Если это так, то нужно признать, что глухота есть большой промах в этом отношении; здесь природа проявила большую небрежность, "проворонила", что называется, невозможность проникнуть в ее тайну. В творении своего "венца" - человека природа, точно поглумившись над своим же творением, оставила отверстие в свою сущность. «Дело ума человека проникнуть, воспользовавшись оплошностью природы, в это отверстие и выведать тайну» - так думал И. А. Соколянский, создатель системы обучения и воспитания глухих детей в нашей стране .

Специалисты в области сурдопедагогики, как и дефектологии в целом, в своих исследованиях опираются на труды Л.С. Выгодского, имея в виду, прежде всего, его учение о сложной структуре дефекта, понимание вторичных нарушений как «социального вывиха» . Ученые единодушны в выводе - необходимо максимально использовать ранние, наиболее благоприятные (сенситивные) периоды для становления высших психических функций ребенка. В связи с этим возникает вопрос о коррекции нарушений, не о реабилитации, а об абилитации ребенка с ограниченными сенсорными возможностями, в частности, это прямо относится к слабослышащему ребенку. Вполне возможно, что такой ребенок может интегрироваться в социальную и общеобразовательную среду раньше и с лучшими возможностями, чем это происходило в прежние годы. Действующие на сегодня программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам. И действительно, в решении проблемы интеграции ведущее значение имеет именно дошкольный возраст как сенситивный период для развития различного рода практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формирования характера, личности ребенка в целом[21].

Глава 2:

Следуя традиционным представлениям о психологических воздейст¬виях в контексте нормального онтогенетического развития, «психо¬коррекция» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и усло¬вий для полноценного и своевременного психического развития». Это существенно расширяет само понятие «коррекция» и позволяет говорить о комплексе психологических воздействий. В контексте про¬фессиональной деятельности практического психолога данный комплекс представлен психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной и психореабилитацией. Психопрофилактика обес¬печивает предотвращение нервно-психических и психосоматичес¬ких заболеваний, психогигиена сохраняет и укрепляет нервно-пси¬хическое здоровье, а психореабилитация восстанавливает и ком¬пенсирует нарушенные психические функции и состояния, лич¬ностный и социальный статус .

Первоначально сле¬дует сформулировать правила психокоррекционной деятельности:

1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство коррекционных воздействий детского практи¬ческого психолога ограничено нормой и пограничными состояния¬ми развития ребенка при отсутствии органических и функциональ¬ных нарушений.

3. Детский практический психолог не вправе определять инди¬видуальный ход психического развития ребенка путем радикально¬го коррекционного вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также мето¬дов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

К вышеперечисленным правилам добавляются требования про¬фессиональной этики: закрытость и адаптированность информа¬ции, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

Представленные упражнения и задания в целом направлены на оптимизацию процесса обучения слабослышащих детей, на повышение уровня их готовности к школьному обучению, особое внимание при этом уделяется развитию эмоционально-волевой, умственной, мотивационной готовности .

Заключение:

Отечественная психологическая наука считает, что как при определении путей исследования данного вопроса, так и при определении общей стратегии умственного воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе необходимо учитывать ту особую роль, которую играет дошкольное детство, в общем процессе формирования человеческого мышления и человеческой личности в целом. При этом исходной единицей анализа психологической готовности к школьному обучению выступает специфика дошкольного детства, взятая, в общем контексте онтогенеза личности, обусловливающая основные направления формирования личности ребенка в этом возрасте и создающая возможность перехода к новой, более высокой форме жизнедеятельности. С этой точки зрения вопросы, связанные с психологической готовностью к школьному обучению, включаются в контекст более общей проблемы детской и возрастной психологии - проблемы критических возрастов и возрастных психологических новообразований.

В данной работе мы рассмотрели ряд задач, направленных на повышение уровня готовности к школьному обучению слабослышащих детей, в числе которых были:

• определение содержания обучения, направленного на оптимальную подготовку детей к школе;

• рассмотрение диагностических методик по выявлению уровня готовности к школе слабослышащих детей

• изучение корректирующих приемов эффективного развития

эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотивационной

сферы слабослышащих дошкольников в плане обеспечения их

готовности к школьному обучению.

Похожие работы на данную тему