Культурный контекст диаметралей Восток - Запад

Название работы: Культурный контекст диаметралей Восток - Запад

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

96 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Философо – культурная традиция исследования диаметралей Восток - Запад 6

1.1. Концепция Н.Я. Данилевского 6

1.2. Концепция Н. Бердяева. 18

1.3. Диаметраль «Восток-Запад в евразийстве» 23

1.4. «Запад» и «Восток» в институциональном подходе 35

Вывод по главе 49

Глава II. Культурный контекст диаметралей Восток - Запад 51

2.1. Внутренняя специфика восточной и западной культур 51

2.2. Соприкосновение культур в диапазоне Восток-Запад 75

2.3. Актуальные проблемы культурной концепции Восток-Запад 82

Вывод по главе 89

Заключение 91

Список литературы 94

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что сегодня, в современном мире, проблема «Восток-Запад», столь волновавшая ученых во все времена, не менее, если не более актуальна. Понятия «межнациональный конфликт», «исламский терроризм», увы, прочно входят в нашу жизнь. И это касается не только России, для которой, как для многонационального государства, расположенного как в Европе, так и в Азии, их активизация крайне опасна. Конфликт Востока и Запада сегодня для многих очевиден и, что самое важное, крайне опасен для всего мирового сообщества.

Со времён древних народов и до наших дней цивилизация (в данном случае уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры) играет огромную роль в становлении и жизнедеятельности человека. В диапазоне воздействия цивилизации проходит весь онтогенетический цикл развития отдельного индивида и филогенетический путь развития человечества в целом. От того, насколько интенсивным и качественно выраженным было воздействие восточной либо западной культуры на человека, будет зависеть весь сценарий его физической и духовной жизнедеятельности.

Целью данной дипломной работы является анализ проблемы культурного контекста Восток - Запад.

Глава 2:

Британский ученый Тойнби, исследуя всемирную историю, пришел к выводу, что до XX в. у человечества не было общей судьбы. Тибетская, китайская, египетская цивилизации, цивилизация доколумбовой Америки жили, подчас ничего не зная друг о друге, и уж, конечно, не имея общего исторического опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Впервые в истории человечества различные континенты соединены средствами массовой коммуникации, и события на каждом из них немедленно получают отклик во всем мире.

Следовательно, всеобщая современная история началась. Но это не означает, что все цивилизации находятся в процессе слияния в однородную массу. Мир может иметь общую судьбу, но не общую культуру.

Впервые человечество начинает жить «в мире миров», осознавая самобытность и самоценность каждой культуры.

Однако в XX в. обозначился и некий пространственно-культурный предел дальнейшего развития человечества. С одной стороны, человечество все в большей степени начинает ощущать себя единым социальным организмом на Земле и «Робинзоном» в космических масштабах, а с другой, – перед ним маячит признак антропологической и экологической катастрофы. Пожалуй, впервые культура пытается осмыслить во всей полноте исторический вызов укорененности человека в бытии. Поразительно, но ныне культура касается вещей не второстепенных, а главных для мироздания, т.е. идет на смертельный риск, формулируя перед человеком последние вопросы и побуждая решать их так, как будто бы до сих пор никаких решений не было.

Все что требует осмысления того образа культуры, который сформировался в предшествующие эпохи.

Традиционно культура рассматривалась как специфически человеческий способ гармонизации противоречий «неухоженности» социального бытия. Гармонизацию человеческого общества пытались обосновать с помощью эстетических, этических и религиозных ценностей. Словом, в культуре видели ту мачту, к которой велел привязать себя Одиссей, чтобы устоять перед голосами сирен. Нужно было зафиксировать сознание в одной точке и во что бы то ни стало остаться неподвижным .

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ проблемы культурного контекста Восток - Запад.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть философо – культурную традицию исследования диаметралей Восток - Запад.

3. Проанализировать культурный контекст диаметралей Восток - Запад.

И в заключение необходимо отметить, что в развитии мирового социокультурного процесса существенную роль играет диалог культур Востока и Запада. Действительно, Восток подарил человечеству множество замечательных произведений литературы, искусства: философию, науки, оказавшие и продолжающих оказывать огромное влияние на художественное и интеллектуальное развитие человечества. Много труда прилагают ученые, мыслители, деятели искусства для того, чтобы глубже проникнуть в духовный мир Востока, в сокровищницу его художественных и нравственных ценностей, правильно оценить тот огромный вклад, который внесли народы Азии и Африки в мировую культуру.

Во все исторические эпохи, и особенно в Новое время, выдающиеся деятели культуры и науки Запада открывали для себя непреходящую идейно-эстетическую ценность культурного наследия народов Востока и соединяли его с достижениями культур народов Запада. В то же время многие мыслители и художники Востока, обращаясь к Западу, обогащали свои национальные культуры, внося новую струю в общественную и культурную жизнь своих народов. Нередко подвергается сомнению правомерность оппозиции Восток - Запад как традиционного противопоставления двух типов мировой культуры. Сомнения в правомерности разделения мировой культуры на культуры Востока и Запада возникают прежде всего у тех исследователей, которые стремятся обнаружить в мировой практике в основном общие закономерности, «сквозные процессы», якобы легко преодолевающие границы понятий Восток-Запад. Здесь, подчеркивая общее, недооценивают особенное в мировом историко-культурном процессе.

Похожие работы на данную тему