Исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов

Название работы: Исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 6

1.1. История психологического анализа познавательной активности 6

1.1.1. Повышение уровня познавательной активности обучаемых - решающее условие эффективности преподавательской деятельности 7

Выводы: 11

1.2. Познавательная активность в студенческом возрасте 11

1.2.1. Познавательная активность студента 11

1.2.2. Уровни познавательной активности 16

Выводы: 20

1.3. Показатели познавательной активности 21

1.3.1. Познавательный интерес в мотивационной сфере 21

1.3.2. Сознание и самосознание, самоуправление и самоконтроль 25

1.3.3. Становление теоретического мышления 29

Выводы: 36

1.4. Компьютерные технологии как средство активизации познавательного интереса 36

1.4.1. Общие положения 36

1.4.2. Синхронные системы образования, основанные на Internet 38

1.4.3. Виртуальные семинары, консультации, экскурсии, экскурсии и путешествия 43

1.4.4. Обучающие информационные материалы. Электронный учебник 44

Выводы по главе 45

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 48

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 48

3.2. Этапы и процедура исследования 49

3.2.1. Методика «Исключение лишнего». 50

3.2.2. Методика «Логика связей». 51

3.3. Результаты и их обсуждение 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Выдержка:

Введение:

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа психологических особенностей развития познавательной активности юношей и девушек.

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателем, является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Творчество невозможно без интереса. Значит, преподаватель должен отбирать для каждого урока такой материал, который был бы интересен для большинства учащихся независимо от их успеваемости.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения студентов. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Глава 2:

С данными группами нами были проведён комплекс методик, а полученные результаты были занесены в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ).

По итогам полученных результатов нами были выделены общие по группе баллы и проведён их корреляционный анализ.

1. По итогам проведения методики «Исключение лишнего» корреляционное соотношение между показателями, показанными группой I и группой II в общей сложности приближаются к среднему значению 0,497 балла.

Процентное соотношение составило 22,68%.

Это говорит о том, что наша гипотеза о том, что у студентов, которые активно используют компьютерную технику для реализации познавательной активности уровень мышления будет значительно выше, чем у студентов, которые не используют компьютерную технику для реализации своей познавательной активности, может считаться доказанной, так как данные показатели могут считаться значительными по уровню различия.

2. По итогам проведения методики «Логика связей» корреляционное соотношение между показателями, показанными группой I и группой II в общей сложности приближаются к среднему значению 0,509 балла.

Процентное соотношение составило 25,94%.

Это также говорит о том, что наша гипотеза о том, что у студентов, которые активно используют компьютерную технику для реализации познавательной активности уровень мышления будет значительно выше, чем у студентов, которые не используют компьютерную технику для реализации своей познавательной активности, может считаться доказанной, так как данные показатели могут считаться значительными по уровню различия.

Итак, по результатам всего исследования можно сказать, что наша гипотеза о том, что у студентов, которые активно используют компьютерную технику для реализации познавательной активности уровень мышления будет значительно выше, чем у студентов, которые не используют компьютерную технику для реализации своей познавательной активности, может считаться доказанной, так как данные показатели могут считаться значительными по уровню различия.

Это позволяет рекомендовать компьютерные и мультимедийные технологии как важнейший компонент развития мышления студентов в ходе реализации своей познавательной активности. Это позволит скоординировать общий учебный процесс и повысить продуктивность учебной деятельности в вузе.

Заключение:

В данной дипломной работе были реализованы следующие цели:

1. Провести теоретический анализ психологических особенностей развития познавательной активности юношей и девушек.

2. Провести экспериментальное исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов.

Также были реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение юношеского возраста как психологического конструкта.

3. Выявить специфику развития познавательной активности юношей и девушек.

4. Провести экспериментальное исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

И в заключение, подводя итоги и формулируя выводы, необходимо отметить, что юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

Большинство психологов XIX и начала XX в. исходили из «романтической» модели юности. Начиная с 20-х гг. XX в. картина меняется. Этнографическими исследованиями были установлены значительные различия в процессах и способах социализации в юности.

Похожие работы на данную тему