Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе

Название работы: Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7

1.1. Сущность системного подхода в психологии 7

1.2. Психологическая готовность к школьному обучению 10

1.3. Процесс экспериментального исследования готовности к школьному обучению как система 19

2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 34

2.1.Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 34

2.2. Ход исследования 35

2.3. Результаты исследования. Выводы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка:

Введение:

Большинство публикаций последних десятилетий представляют собой результаты изучения либо отдельных явлений психики, либо их взаимосвязи и соотношения. В научной литературе встречаются утверждения о том, что психология давно перестала быть наукой об отдельных психических функциях, подчеркивается стремление к преодолению «коллекционерности», фрагментарности, утверждается тезис о психике как единой и целостной.

Поиск путей целостного изучения психики отразился в многочисленных подходах, смысл которых закрепился в понятиях организации, структурности, комплексности, интерфункциональности, интеграции и т.п. В разное время принципам и методам этих подходов уделялось особое внимание. В конце 60-х гг. актуализировался системный подход как следующий этап постижения целостности. Предпосылками перехода к системным исследованиям были философские изыскания, подготовившие методологическую основу и сформулировавшие общие принципы системного подхода.

Глава 2:

Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.

Результаты тестов

Керна-Йирасека 4 балла.

«Да и Нет» 1балл.

«Графический диктант» - «Н»

«Домик» 13 баллов.

«ЭХО» 0 баллов

«Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».

«Корректурная проба» -Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».

«Нелепицы» - Нашла 6 «нелепиц». – «С».

«Запомни фразы» - После двух попыток повторила 3 фразы. «С»

«Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.

Рекомендации:

Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание.

Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду.!!! Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.

Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.

Ф.И.: Балакин Рома

Возраст: 6 лет.

Определение мотивов учения - учебно-познавательный и социальный мотив.

Тест Керна- Йирасека

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

С упражнением справился.

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.

Во время работы Рома чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Заключение:

Итак, подводя итог проведенному в рамках данной работы исследованию, темой которого являлась психологическая готовность дошкольников к обучению в школе, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:

1) Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

2) Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.

3) В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностную готовность: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; интеллектуальную готовность: произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы; и социально-психологическую готовность: новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

Похожие работы на данную тему