Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе

Название работы: Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7

1.1. Сущность системного подхода в психологии 7

1.2. Психологическая готовность к школьному обучению 10

1.3. Процесс экспериментального исследования готовности к школьному обучению как система 19

2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 34

2.1.Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 34

2.2. Ход исследования 35

2.3. Результаты исследования. Выводы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Большинство публикаций последних десятилетий представляют собой результаты изучения либо отдельных явлений психики, либо их взаимосвязи и соотношения. В научной литературе встречаются утверждения о том, что психология давно перестала быть наукой об отдельных психических функциях, подчеркивается стремление к преодолению «коллекционерности», фрагментарности, утверждается тезис о психике как единой и целостной.

Поиск путей целостного изучения психики отразился в многочисленных подходах, смысл которых закрепился в понятиях организации, структурности, комплексности, интерфункциональности, интеграции и т.п. В разное время принципам и методам этих подходов уделялось особое внимание. В конце 60-х гг. актуализировался системный подход как следующий этап постижения целостности. Предпосылками перехода к системным исследованиям были философские изыскания, подготовившие методологическую основу и сформулировавшие общие принципы системного подхода.

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

2.1. Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза

Исследование проходило на базе детского сада «Солнышко» города области. Для эксперимента были обследованы 8 детей 6-7 лет из подготовительной группы.

Цель данного исследования предполагает определение особенностей уровня психологической готовности к обучению в школе.

Гипотеза исследования - система методов диагностики позволяет своевременно выявить те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.

В задачи исследования входят:

1.Выявить уровень психологической готовности к обучению в школе с помощью системы диагностических методик охватывающих все компоненты данной готовности.

2. Проанализировать полученные результаты.

3.Сделать выводы о недостаточно развитых компонентах готовности к школе.

Для решения 1 задачи были подобраны методики:

Методика «Определение мотивов учения», Тест Керна- Йирасека, методика «Да и Нет», «Графический диктант», «Домик», «ЭХО», «Переплетённые линии», «Корректурная проба», «Нелепицы», «Запомни фразы», «Лишний предмет». Такой подбор методик охватывает все компоненты готовности к школе в том числе – познавательные процессы, мышление, речь, сферу произвольности, самоконтороль. Все методики подробно описаны в 1 главе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие. Подготовка ребенка к школе. – М., 1992.

2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.

3. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,1993г.-128с.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.

5. Берталанфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969.

6. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998

7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1999.

10. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.

11. Вархотова Е.К., Дейко Н.В.,СазоноваЕ.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. –М.: Генезис, 1999г.

12. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.

13. Воспитание детей в игре./ Сост.БондаренкоА.К., МатусикА.И.- М.:Пр.,1983г.-192с.

14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.

15. Горелик Н.Д., Мазоян Э.Н. Опыт определения функциональной готовности организованных детей к поступлению в школе // Вопросы охраны материнства и детства. 1984. № 9.

16. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.

Похожие работы на данную тему