Особенности организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах

Название работы: Особенности организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 9

1.1. Из истории организации самостоятельной работы 9

1.2. Психолого-педагогические основы организации самостоятельной работы в начальных классах 14

1.3. Лингвистические основы обучения младших школьников русскому языку 21

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 27

2.1. Особенности организации самостоятельной работы в обучении младших школьников русскому языку 27

2.2. Возможности организации самостоятельной работы в учебнике Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной 38

2.3. Виды заданий и упражнений для самостоятельной работы на уроках русского языка 48

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 59

3.1. Изучение навыка самостоятельной работы младших школьников. 60

3.2. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка во 2 классе по "Образовательной системе 2100" 62

3.3. Анализ результатов проведенной работы 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

ЛИТЕРАТУРА 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружникова и многих других.

Глава 3:

Целью формирующего этапа эксперимента была организация самостоятельной работы на уроках русского языка во 2 "Б" классе по Образовательной системе "Школа-2100".

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что [71, с. 15]:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

6) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

8) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текста.

В своей опытно-практической работе мы руководствовались общими выводами и рекомендациями по проблеме организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также применяли различные методы и средства обучения.

Заключение:

В результате проведенного исследования на тему: "Особенности организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах" мы пришли к следующим выводам.

Анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике обучения свидетельствует о том, что организации самостоятельной работы учащихся в настоящее время придается большое значение. При этом отмечается, что самостоятельная работа должна быть организована так, чтобы учащийся был в достаточной мере подготовлен к ней, чтобы он точно знал, что от него требуется, и чтобы по выполнению работы она была тут же в классе проверена и надлежащим образом исправлена; доля помощи учителя, а также доля самоконтроля, самопроверки учащегося при этом должна варьироваться.

Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах - не менее 50%, а в старших классах - не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. Этим объясняется актуальность избранной нами темы.

Похожие работы на данную тему