Самораспределение старшеклассников: личностный и профессиональный аспект

Название работы: Самораспределение старшеклассников: личностный и профессиональный аспект

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

Реферат.

Глава I. Психологические аспекты личностного и профессионального самоопределения.

1.1. Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения.

1.2. Современные психологические концепции профессионального самоопределения.

1.3.Психологические составляющие профессионального самоопределения личности.

1.4. Проблема личностного самоопределения в психологической науке.

Выводы по первой главе

Глава 2. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

2.1. Психологические особенности подросткового возраста и трудности формирования личности.

2.2. Характеристика личностного самоопределения в подростковом возрасте.

2.3.Становление профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

2.4. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников.

2.5. Влияние межличностных отношений на профессиональное самоопределение подростков.

Выводы по второй главе

Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

3.1. Гипотеза исследования

3.2. Методика исследования

3.3. Анализ и обсуждение результатов

Выводы по третьей главе

Заключение

Библиография

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику средней общеобразовательной школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.

Старший подростковый возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время самоопределение становится аффективным центром жизненной ситуации молодых людей. Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задаёт личностно-значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, на основе чего вырабатываются требования к определённой профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.

Глава 3:

В сфере семейной жизни наиболее значимыми являются собственный престиж, социальные контакты, креативность (по 0,87) и развитие себя (0,65). Ценность собственного престижа в сфере семейной жизни означает стремление строить так свою семейную жизнь, чтобы обеспечить признание со стороны окружающих, заинтересованность в мнении о различных аспектах своей семейной жизни. Ценность социальных контактов означает стремление к определенной структуре взаимоотношений в семье, к тому, чтобы каждый член семьи, занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции. Ценятся активные словесные методы воспитания детей и взаимодействия с целью взаимопонимания между членами семьи. Креативность означает стремление ко всякого рода изменениям в своей семейной жизни и внесению в нее чего-то нового. Такие люди стараются разнообразить и жизнь своей семьи (сменить обстановку в квартире, придумать вид семейного отдыха и т. п.). Развитие себя в сфере семейной жизни означает стремление изменять к лучшему различные особенности своего характера, своей личности в семейной жизни, заинтересованность в информации и оценке своих личных особенностей.

В силу ограниченности объёма мы не будем вдаваться в дальнейший анализ интеркорреляционной зависимости. Все интеркорреляционные зависимости можно увидеть в приложении 14. Уделим внимание некоторым другим зависимостям. В приложении 15 показана зависимость между ценностями старшеклассников и типом выбираемой профессии. Так, оказалось, что положительная корреляция наблюдается между профессиями «Человек-природа», «Человек – техника», «Человек-знаковая система» и «Человек – художественный образ» с такими жизненными ценностями, как достижения, сохранение собственной индивидуальности и материальное положение. «Сохранение собственной индивидуальности» может в данном случае означать, что старшеклассники склонны выбирать данные профессии из-за стремления посредством своей профдеятельности «выделяться из толпы». Такие люди стараются иметь работу или профессию, которая могла бы подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость (например, выбрать необычную, редкую профессию). Ценность «достижения» отрицательно коррелирует с профессиями типа «человек-человек», что может свидетельствовать о том, что старшеклассников очень привлекает сам процесс работы в этой сфере, не особо интересуют собственные достижения. Также профессии типа «Человек-человек» выбирают старшеклассники, у которых выражены такие ценности как развитие себя и духовная удовлетворённость, т.е. стремление к глубокому взаимопониманию с людьми, духовной близости с ними, а также стремление изменять к лучшему различные особенности своего характера, своей личности.

Заключение:

Теоретический анализ позволил нам сделать вывод о том, что необходимость возникновения потребности в самоопределении обоснована логикой личностного и социального развития подростка. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны, прежде всего, с особенностями развития самосознания в этот период. В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности

В основе самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла собственного существования. Личностное самоопределение задаёт личностно значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, то есть задаёт социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования в профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение - это процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Условием эффективности профессионального самоопределения является возможность взаимодополнения информации о всём спектре возможных профессиональных ролей и информации индивида о его способностях, возможностях, опыте, т.е. можно говорить о тесной связи между психологическими качествами личности и её профессиональным самоопределением.

Похожие работы на данную тему