Самораспределение старшеклассников: личностный и профессиональный аспект

Название работы: Самораспределение старшеклассников: личностный и профессиональный аспект

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

Реферат.

Глава I. Психологические аспекты личностного и профессионального самоопределения.

1.1. Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения.

1.2. Современные психологические концепции профессионального самоопределения.

1.3.Психологические составляющие профессионального самоопределения личности.

1.4. Проблема личностного самоопределения в психологической науке.

Выводы по первой главе

Глава 2. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

2.1. Психологические особенности подросткового возраста и трудности формирования личности.

2.2. Характеристика личностного самоопределения в подростковом возрасте.

2.3.Становление профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

2.4. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников.

2.5. Влияние межличностных отношений на профессиональное самоопределение подростков.

Выводы по второй главе

Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

3.1. Гипотеза исследования

3.2. Методика исследования

3.3. Анализ и обсуждение результатов

Выводы по третьей главе

Заключение

Библиография

Приложение

Выдержка:

Введение

Актуальность темы. Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику средней общеобразовательной школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.

Старший подростковый возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время самоопределение становится аффективным центром жизненной ситуации молодых людей. Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задаёт личностно-значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, на основе чего вырабатываются требования к определённой профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.

При этом, с одной стороны, на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают личностные особенности, с другой – само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессионального самоопределения. Именно поэтому изучение становления личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте является актуальным.

Степень разработанности проблемы. Проблемами личностного и профессионального самоопределения занимались многие учёные. В отечественной психологии накоплен немалый опыт в области теории по данной проблематике.. Различные аспекту личностного самоопределения рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, Н.А. Абульхановой-Славской, Р.М. Гинзбурга, Л.И. Божович. и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в ряботах Е.А, Климова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Однако, до сих пор остаётся много проблем в определении формальной структуры и половозрастной специфики личностного и профессионального самоопределения, соотношения личностного и профессионального самоопределения.

2.4. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников

Многие аспекты формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению стали предметом исследований, проводящихся под руководством Е.А.Климова, О.А. Конопкина, Е.А. Федоришина, Д.И. Фелъдштейна и других. В психологии готовность рассматривается как психическое сос¬тояние. Как известно, понятие "установка" в психологии начало употребляться как показатель го¬товности к различным формам направленного реагирования: моторная установка, сенсорная установка и т.д. В современной психологии установка изучается в связи с общей активизацией организма, как состояние предшествующее поведению. Психологическая го¬товность к определенной форме реагирования формируется под влия¬нием определенных внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации, это может быть и сама дея¬тельность и готовность к деятельности, действию.

А.Г. Асмолов выделяет три вида установки: смысловую, целевую и операциональную. [4] Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения лич¬ностного смысла в виде готовности к совершению деятельности. Це¬левая установка определяет устойчивость действия и появляется в тенденции к завершению прерванных действий. Операциональная уста¬новка жестко предопределяет развертывание способов осуществления действий. К операциональным компонентам психологической готовнос¬ти к профессиональному самоопределению относятся: вся система ба¬зисных и профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функ¬ций, а к личностным компонентам - направленность на труд, особен¬ности мотивов и интересов к нему, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значи¬мые качества личности". [57; 54-66]

Библиография

Монографии и учебная литература

1. Абульханова – Славская И.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 299с.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону, 1998. - 448с.

3. Адлер А. Индивидуальная психология. /П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М.,

1986.- с.131-140.

4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979. - 143с.

5. Басимов М.М. Типология личности и профессиональной среды Дж.Холланда. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1998.- 89c.

6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. / П.П. Блонский; Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.- 574с.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.

8. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. – М., 1995.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984.

10. Горбатенко Т.М. Взаимовлияние профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений. – М., 1985.

11. Жизненный путь личности. // ред. Сохань Л.В. – Киев., 1987.

12. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л., 1974. – 190с.

13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – С.52.

14. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978. – 365с.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

16. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

17. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984.

18. Кухарчук А.М., Центипер А.В. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 1976. – 127с.

19. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.

20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. – М., 1983.

21. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. // Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2001.- 479c.

22. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М., 1982.

23. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М., 1966. – 382с.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

25. Психологические проблемы самореализации личности. /ред. Л.А. Коростышева, А.А.Крылова. – СПб., 1997.

26. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. – М., 1980. – 150с.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

28. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. – Свердловск, 1986. – 142с.

29. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. - Ярославль: Содействие, 1991. - 19с.

30. Стиль жизни личности. / Под ред. Сохань Л.В. – Киев, 1982.

31. Тейлор Ф.В. Научные основы организации промышленных предприятий. – М., 1916.

32. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

33. Теплов В.М. Избранные труды. Т.1,2. – М., 1985. – 328; 358с.

34. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

35. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

36. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.

37. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1996.

Похожие работы на данную тему