Познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников

Название работы: Познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Проблема познавательного интереса в зарубежной и отечественной педагогике и психологии 7

1.2. Познавательный интерес в системе мотивов учения младших школьников 14

1.3. Педагогические условия, способствующие формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся начальных классов 24

1.4. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса 29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРСА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38

2.1. Характеристика испытуемых и методики исследования 38

2.2. Изучение познавательного интереса и мотивов учения младших школьников 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

БИБЛИОГРАФИЯ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Проблему формирования интереса к уче¬нию исследовали Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, С.Л.Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская Д.Б. Эльконин, Г.И.Щукина, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, К.П. Ягодовский, Д.И. Трайтал, С.П. Баранов, и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный ин¬терес». (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.).

Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др. познавательный интерес связы¬вают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возни¬кает на основе потребностей, но не сводится к ним. Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие, указывают, что под влиянием познаватель¬ного интереса деятельность сознания становится более продуктивной.

И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова отводят познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной дея¬тельности. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова стремление развить у де¬тей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учите¬ля (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков считают, что развитию устойчивых познавательных интересов способству¬ют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиады, конкурсы.

Глава 2:

Следовательно, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников будет эффективным при условии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развития самостоятельности школьников. Это подтверждается желанием учащихся работать творчески, т.е. самостоятельно. Формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, ведущим средством формирования мотивов учения младших школьников. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что у младших школьников познавательный интерес является ведущим средством формирования мотивов учения.

Заключение:

Мы провели исследование познавательного интереса как средства формирования мотивов учения младших школьников. Мы установили, что познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

• уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

• характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

• местом познавательного интереса среди других мотивов и их

• взаимодействием;

• своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

• связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Похожие работы на данную тему