Особенности профессионального самоопределения личности

Название работы: Особенности профессионального самоопределения личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Содержание.

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Психологические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной и зарубежной литературе___7

1.1. Авторские подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения личности_______________7

1.2. Мотивы деятельности и профессиональное

самоопределение________________________________________12

1.3.Характеристика профессионального самоопределения с учётом особенностей юношеского возраста _________________19

Выводы по I главе_________________________________________________28

Глава II. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте______________________________30

2.1.Методы и процедура исследования_____________________30

2.2.Анализ результатов исследования______________________38

2.3.Профориентационная программа для учащихся старших классов ________________________________________________44

Выводы по II главе_________________________________________________60

Заключение_______________________________________________________62

Литература_______________________________________________________65

Приложения______________________________________________________70

Выдержка:

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему:

«Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте».

Тема весьма актуальна в связи со сложившимися на данный момент обстоятельствами, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Даже не смотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной действительности, невольно задумываемся о причинах неудач и разочарований молодых людей?

Одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. В этом возрасте множество вопросов профессионального самоопределения встаёт перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Выбор профессии определяет в жизни многое, а именно: кем быть; какой социальной группе принадлежать; где и кем работать; какой стиль жизни выбрать.

Выбор профессии - это процесс, который состоит из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий - социальной ситуацией, и индивидуально-психологических особенностей человека.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: старшеклассника с его индивидуальными способностями, которые проявляются: в физическом развитии, в возможностях, интересах, характере, темпераменте и специальности с ее требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Противоречие: не смотря на то, что вопрос профессионального самоопределения достаточно хорошо изучен в литературе, но старшеклассники-выпускники слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Это и определило проблему данного исследования.

Проблема нашего исследования: механизмы профессионального самоопределения старшеклассников.

Объектом исследования – являются юноши и девушки старшего школьного возраста. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

Предметом – особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.

Гипотеза работы состоит в том, что в старшем школьном возрасте происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения.

Своевременно проведенная диагностика особенностей старшеклассников будет способствовать эффективности выбора профессии.

Исходя из вышесказанного можно определить цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить теоретические подходы по проблеме профессионального самоопределения личности старшеклассника;

2. Подобрать методики изучения профессиональных склонностей учащихся старшего школьного возраста;

3. Изучить особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте;

4. Разработать профориентационную программу для учащихся старших классов.

Методы исследования:

• Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы),

• Эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение).

В работе были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Методика Дж. Голланда «Определение типа личности»;

2. Опросник профессиональных предпочтений Л.Н Кабановой;

3. Методика «Карта интересов». Автор А.Е. Голомшток;

4. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.

Теоретическими основами исследования явились труды отечественных авторов: Божович Л.И.[4], Выготский Л.С. [7], Кон И.С. [16], Личко А.Е. [21], Головахи Е.И. [6], Крякжде С.П. [19], Климова Е.А., [12].

Методологическими основами явились принципиальные положения, способствующие успешному профессиональному самоопределению личности, отраженные в трудах Климова Е.А, Выготского Л.С, Кон И.С. и др.

Теоретическая значимость: обобщены подходы к проблеме профессионального самоопределения личности в трудах отечественных и зарубежных авторов, выявлены факторы и условия, способствующие успешному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Разработанная профориентационная программа «Путь к выбору профессии» может использоваться во всех общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах.

Опытно-экспериментальная база: исследование было проведено на базе общеобразовательной основной школы №6 города Арзамаса, в состав испытуемых вошли учащиеся 10 класса, в количестве 25 человек.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.

Выводы по главе I.

Под профессиональным самоопределением - как одним из компонентов профессионального развития личности – понимается: «во-первых, профессиональная направленность ( потребности, склонности, мотивы, идеалы, опыт конкретной деятельности): во -вторых самосознание ( соотнесение личностью возникающих це¬лей со своими идеалами, представлений о выборе профессий- со своими возможностями )».

Юношеский возраст – время самоопределения, взросления во всех сферах, в частности в выборе и освоении профессии. Главным психологическим новообразованием этого периода считают умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации. А ведущей здесь деятельностью является выбор профессии. Поэтому, именно в этом возрасте так актуально встаёт вопрос о правильности выбора будущей профессии, наиболее эффективных способах её освоения, способах развития профессионального самосознания и интереса к будущей специальности (Что является залогом успешной, продуктивной профессиональной деятельности в будущем).

Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений, приходящихся на старший школьный возраст до выхода из трудовой деятельности.

Сущностью профессионального само¬определения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в кон¬кретной культурно - исторической (социально - экономической) си¬туации.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятель¬ному построению, корректировке и реализация перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовно¬сти рассматривать себя развивающимся во времени и самостоя¬тельно находить личностно значимые смыслы в конкретной про¬фессиональной деятельности.

Содержание мотивов, их целевая направленность, интенсивность и широта выраженности, структура и специфичность для разных видов деятельности оказывают регулятивное влияние на успешность освоения профессии, эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, развитие личности, что в конечном итоге и определяет уровень профессиональной пригодности субъекта.

Выводы по II главе

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №6 г. Арзамаса. В состав испытуемых вошли учащиеся 10 класса в количестве 25 человек.

В ходе исследования были использованы следующие методики: методика Дж. Голланда «Определение типа личности», опросник профессиональных предпочтений Л.Н. Кабановой, методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации. Автор А.Е. Голомшток, методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.

По данным исследования были сделаны следующие выводы.

По методике Дж. Голланда мы выявили, что в данном возрасте среди старшеклассников преобладает социальный и предприимчивый типы. Ученики общительны, активны, инициативны, раскрепощены, умеют устанавливать и поддерживать отношения с людьми.

Согласно проведенной работе по профориентации учеников по методикам ОПП и «Карта интересов» можно судить о склонностях учеников к определенному типу профессий.

Таким образом, в результате опроса и обработки результатов, определены профессиональные интересы и склонности в разрезе одного из пяти типов профессии по методике «Карта интересов».

Итак, знание профессиональных интересов, склонностей и способностей, а также характеристических качеств школьников, позволяет педагогу, психологу, учителю труда принять своевременно самое активное участие в оценке, а при необходимости и в корректировке его профессионального плана.

По методике «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой мы получили следующий результат: для 66% опрошенных внутренние мотивы выбора профессии - ее общественная и личная значимость, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководство другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления; для 34% опрошенных внешние мотивы выбора профессии - это «заработок, стремление к престижу, боязнь отчуждения, неудачи» и т.д.

Подводя итоги исследования, можно сказать следующее: в ситуации выбора профессии старшеклассники определились с направленностью. Направленность как системно-образующее качество, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

На основании полученных результатов была разработана профориентационная программа для старшеклассников.

Заключение.

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение самоопределения у старшеклассников, так как старший школьный возраст, как отмечал Выготский Л.С.[7], характеризуется отмиранием старого и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Старшеклассник перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. Поэтому в жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Любая профес¬сия и специальность предъявляет определенные требования к чело¬веку. Данное исследование помогло нам определить, обладает ли ученик качествами, необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности. Проведённые методики помогли проанализировать свои интересы и склонности, установить тип личности, предрасположенность к определённой профессиональной деятельности и содержание мотивов, которые оказали регулятивное влияние на успешность освоения профессии.

Таким образом, задачи, поставленные в работе в основном, выполнены. Это позволило нам сформулировать следующие выводы: что главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятель¬ному построению, корректировке и реализация перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовно¬сти рассматривать себя развивающимся во времени и самостоя¬тельно находить личностно значимые смыслы в конкретной про¬фессиональной деятельности, а также в ситуации выбора профессии старшеклассники определились с направленностью. Направленность как системно-образующее качество, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Проведённое исследование призвано помочь педагогам-психологам в практической работе с детьми старшего школьного возраста.

Теоретическая значимость проведённого исследования в том, что были обобщены подходы к проблеме профессионального самоопределения личности в трудах отечественных и зарубежных авторов, выявлены факторы и условия, способствующие успешному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности прогнозирования, а главное, предупреждения, ошибок профессионального выбора старшеклассников, в возможности использования предложенного теоретического материала и профориентационной программы для проведения семинаров, на курсах по выбору, по подготовке классных руководителей, психологов, социальных педагогов.

Перспективным направлением может стать более углублённое изучение профессиональной психолого-педагогической деятельности, разработка и составление базовых программ, предоставляющих методы и технологии работы, содержащих конкретные приёмы, советы и рекомендации, позволяющие педагогу-психологу эффективно наладить процесс, который позволит сформировать у учащихся стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных о себе знаний, своих способностей и перспектив развития.

Похожие работы на данную тему