Особенности профессионального самоопределения личности

Название работы: Особенности профессионального самоопределения личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Содержание.

Введение. 2

Глава I. Психологические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной и зарубежной литературе 6

1.1. Авторские подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения личности 6

1.2. Мотивы деятельности и профессиональное самоопределение 11

1.3. Характеристика профессионального самоопределения с учётом особенностей юношеского возраста 18

Выводы по I главе. 27

Глава II. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 29

2.1. Методы и процедура исследования 29

2.2. Анализ результатов исследования. 33

Выводы по II главе 44

Заключение. 46

Литература. 49

Приложения. 54

Выдержка:

Введение.

Актуальность. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.

В практике работы школьного психолога со старшеклассниками на первом плане зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения старшеклассника.

Чтобы решить эти задачи, необходимо знать о требованиях профессий к человеку, о возможностях самого человека, в том числе и психологических, а также уметь определять эти возможности, осуществлять целесообразное психологическое воздействие для усиления мотивации или мотивационной переориентации подростка.

Педагог должен помочь получить необходимые сведения о профессиональных консультациях, о рынке труда, вакансиях, определить перспективные направления развития рынка, помочь в выборе форм обучения, профессиональной подготовки, оказать психологическую поддержку в процессе обучения, способствовать трудоустройству и т.д.

Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает раз¬витие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Противоречие: не смотря на то, что вопрос профессионального самоопределения достаточно хорошо изучен в литературе, но старшеклассники-выпускники слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений, кроме этого в школе педагогами недостаточно проводится работа по профессиональному самоопределению. Это и определило проблему данного исследования: поиск оптимальных условий, методов и форм работы, способствующих успешному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Объект исследования – субъективные факторы, являющиеся значимыми для профессионального самоопределения.

Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровень зрелости мотивационной сферы школьников связан с особенностями выбора профессии.

Исходя из вышесказанного, можно определить цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.

Из поставленной цели вытекают следующие теоретические задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения;

2. Выделить психологические особенности в юношеском возрасте;

3. Изучить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Эмпирические задачи:

1. Определить количество школьников, выбравших на момент опроса будущую профессию, специальность, род деятельности и не определившихся в своих планах.

2. Выявить основу профнамерений и профпланов (личностный выбор, выбор под влиянием внешних факторов).

3. Определить уровень сформированности мотивационной сферы.

4. Определить профессиональные направленности школьников.

5. Статистически доказать связь между уровнем сформированности мотивационной сферы и профессиональным самоопределением.

Методы исследования:

• Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы),

• Эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение).

В работе были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Дифференциально- диагностический опросник. (ДДО) (Е.А.Климов)

2. Методика «Карта интересов»

3. Методика «Индивидуальная Саморегуляция школьников» (ИСШ).

Методологической основой явилась концепция самоопределения личности, отражённая в трудах отечественных и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса.

Теоретическими основами исследования явились труды отечественных авторов: Выготского Л.С. [14], Божович Л.И.[9], Кон И.С. [32], Головахи Е.И. [16], Крякжде С.П. [36], Климова Е.А. [26].

Теоретическая значимость: обобщены подходы к проблеме профессионального самоопределения личности в трудах отечественных и зарубежных авторов, раскрыты психологические особенности юношеского возраста и определенны мотивы деятельности связанные с выбором профессии

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Разработанная профориентационная программа может использоваться во всех общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах.

Опытно-экспериментальная база: исследование было проведено на базе общеобразовательной основной школы №6 города Арзамаса, в состав испытуемых вошли учащиеся 10 класса, в количестве 25 человек.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, обычно на выполнение задания отводится 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа.

Опросник имеет хорошее теоретическое обоснование и значительный опыт использования в психодиагностической практике. Данные используются для ориентировки в интерпретации других методик и при профконсультации.

3. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации О.П. Елисеева, состоящая из 144 вопросов. Результаты тестирования распределяются по 24 областям деятельности (физика, химия, математика, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, лесное хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника). Профиль интересов обследуемого может быть представлен в виде столбиковой диаграммы.

4. Опросник уровня саморегуляции, описывающий саморегуляцию с помощью 10 шкал: «Моделирование»; «Планирование»; «Программирование»; «Оценка результатов»; «Осознанность»; «Реалистичность»; «Действенность»; «Самостоятельность»; «Надежность»; «Общий уровень саморегуляции». Опросник состоит из 42 вопросов.

Для исследования были отобраны эмпирические материалы по подросткам, обучающимся в массовой школе № 6 г. Арзамаса, 10 классы. В исследовании принял участие 81 старшеклассник.

Характеристика выборки:

Литература.

1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.

2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.

4. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.

5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.

7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.

8. Большая советская энциклопедия, 1975

9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.

10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.

11. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995.

12. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.

13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1993

14. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.

15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996.

16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.

17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 1999.

18. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1980.

19. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988

20. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: 1987 г

21. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

22. Згурский В.С. Человек и профессия.- М.: Знание, 1982.

23. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.

24. Канторович Н.Е. О профессиональной ориентации школьников. - М. 1996.

25. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 1991.

26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

27. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

28. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. -М.: Знание, 1983.

29. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1981

30. Карцев И.Н. Ищи свою профессию.- М.: Молодая гвардия, 1973.

31. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

32. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

33. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.

34. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под. Ред. Г.С. Никифорова. -Спб: СпбУ, 1991.

35. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.

37. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. -М.: МГУ, 2000.

38. Кухарчук А.М. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: -Автореф.канд.дис. Минск,1973. 23с.

39. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

40. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

41. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.

42. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. -М.: МПСИ, 1996.

43. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

44. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003.

45. Никифоров Г.С., Зимичев А.М. Психология профессиональной подготовки. - С-П.: изд-во С-П ун-та, 1993.

46. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 1996,стр.198-220.

47. Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии, 1992, 1,2 с.52-59.

48. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.

49. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. — М., 1994.

50. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Москва, 1984 .

51. Подготовка школьников к выбору профессии /Под ред. А.А.Бардиковой. -М., 1996, стр.153-154.

52. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В.)-М.1993.

53. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

54. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.

55. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. Учебно-методическое пособие МГУ.,1991.

56. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. -Воронеж ,1996, стр.38-63.

57. Психология профессиональной подготовки. — М., 1993.

58. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.

59. Пфейфер Е.В. О влиянии родителей на профессиональную ориентацию детей. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Алма-Ата.1989, стр.22-24, 50-56.

60. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Перизд. «ВЕК», 1997.

61. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.

62. Смирнова Е.В. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176с.

63. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

64. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988

65. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.

66. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.

67. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. - Киев, 1992.

68. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

69. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

70. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

71. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Периодизация психосоциального развития, М.,1998.

72. Энциклопедия профессионального образования. В Зт. /Рук. авт. колл., науч, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999

Похожие работы на данную тему