ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современное информационное общество требует от нового поколения людей гибкости и быстроты ориентировки в потоке информации, способности измениться и идти в ногу со временем. 
Познавательное развитие детей, особенности восприятия им окружающего мира до конца XIX века не были предметом изучения ни педагогов-теоретиков, ни педагогов-практиков. Лишь в XX веке возник интерес к самому «объекту» обучения и воспитания – к ребенку и его развитию. Причиной тому послужило понимание того, что без знании теории, т.е. реально существующих и действующих законов психического развития ребенка, процессом обучения, воспитания и развития невозможно управлять; невозможно предвидеть движение этого процесса даже в ближайшем будущем; невозможно понять причины тех трудностей, срывов, неудач и успехов, с которыми постоянно встречается воспитатель.
Как известно, развитие познавательной сферы ребенка является важной составляющей его психологической готовности к школе. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Проблема особенностей познавательной сферы дошкольников и её развития рассматривались в трудах Т.В.Ендовицкой, П.И.Зинченко, 3.М.Истоминой, Н.А.Корниенко, Н.Н.Поддьякова, Ж.Е.Кондиян, Л.А.Калмыковой, Т.А.Репиной, А.П. Усовой, Н. Ф. Добрынина, Л.С.Выготского А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н. П. Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.Д.Рихтерман  и других.
Все они указывали на то, что умение своевременно и правильно определить уровень развития познавательной сферы ребенка, откорректировать её является залогом эффективности психолого-педагогической деятельности. Поэтому мы считаем актуальной проблему развития познавательной сферы дошкольника.
Цель исследования – изучение особенностей развития познавательной сферы дошкольника. 
Объект исследования – познавательная сфера дошкольника.
Предмет исследования – диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника.
Гипотеза: Мы предполагаем, что эффективность работы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в её систематичности, комплексности, своевременной диагностике, учете возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи исследования:
1)	Проведение диагностического исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
2)	Разработка и реализация коррекционной программы по развитию познавательной сферы старших дошкольников;
3)	Оценка эффективности коррекционной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста, проблемы её развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результатами могут воспользоваться воспитатели и психологи ДОУ, а так же студенты высших и средних педагогических учебных заведений.
Методы исследования:
Теоретические
-	изучение литературы;
-	анализ.
Эмпирические:
1)	Методика «Переплетенные линии» (Оценка устойчивости внимания)
2)	Тест «10 слов» (диагностика слухоречевой памяти).
3)	Методика «Картинки» (оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной).
4)	«Невербальная фантазия».
5)	«Вербальная фантазия».
6)	Методика «Кубик Рубика» (диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления). 
7)	Методика «Матрицы Равена» (диагностика наглядно-образного мышления).
8)	Методика диагностики сформированности действия логического мышления.
9)	Методика диагностики речи дошкольников Ф.Г.Даскаловой.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы из  56  источников, 11 приложений. Работа иллюстрирована 29 таблицами и 9 рисунками
База исследования: Исследование проводилось на базе ДОУ № 5 п. Приютово Белебеевского района Р.Башкортостан. В исследовании принимали участие 15 воспитанников подготовительной к школе группы.
Рекомендации
Воспитателю:
1)	Постоянно наблюдать за воспитанниками с целью диагностики развития познавательной сферы дошкольников;
2)	Помнить, что своевременная диагностика и коррекция является залогом успешности обучения детей в школе;
3)	Использовать данные диагностики познавательной сферы в процессе осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
4)	Коррекционно-развивающую работу строить, исходя из индивидуальных особенностей познавательного развития младших школьников, в пяти направлениях: развитие внимания, развитие памяти, развитие воображения (вербального и невербального), развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического), развитие речи.
5)	Работу по развитию познавательной сферы дошкольников проводить как во время плановых занятий по программе обучения и воспитания, так и на на специально организованных психологических тренингах.
6)	Для развития внимания старших дошкольников использовать словарные диктанты с комментированием, корректурные задания, упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-либо образца, распределение цифр в определенном порядке, игры типа «Найди слова», методику Мюнстенберга (и её модификации), «Перепутанные линии», «Найди отличия» и т.д.
7)	Для развития памяти старших дошкольников развивать умение ребенка работать по образцу,  методику «Смысловые единицы» и т.п.
8)	Для развития мышления старших дошкольников использовать игры типа «Исключение лишнего», «Поиск аналогов», «Способы применения предмета» и т.д.
9)	Для развития воображения использовать игры «Незаконченные фигуры», «Изучение географической карты», «Волшебные кляксы», составлять с детьми рассказы с использованием определенных слов, использовать приемы завершения рассказа.
10)	В целях развития речи дошкольников разучивать с ними стихотворения, учить пересказу и рассказу, скороговоркам, играть в  игры «В слова» и игры «Со словами».
Психологу:
1)	В течение всего старшего дошкольного возраста проводить диагностику познавательного развития детей;
2)	Своевременно определять отклонения в развитии познавательной сферы;
3)	При разработке программ развития познавательной сферы дошкольников опираться на особенности познавательного развития каждого ребенка, выявленные по результатам диагностики;
4)	Консультировать и контролировать работу воспитателей в данном направлении;
5)	Проводить индивидуальные консультации и общие родительские собрания по проблеме развития познавательной сферы старших дошкольников.
Заведующей:
1)	Обеспечить психолога ДОУ материальной и научно-методической базой для диагностики и проведения работы по развитию познавательной сферы дошкольников;
2)	Обеспечить условия для повышения квалификации психолога ДОУ.
 
Литература
1.	150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. / Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128 с.: ил.
2.	Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
3.	Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -Ярославль: Академия развития, 1998. – 234 с.
4.	Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка// Психология личности в  трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – с. 160-166.
5.	Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1992. – 62 с.
6.	Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974. (Информационная теория психических процессов: 67—124. .   Ощущения: 142—175. Восприятие: 196—278.)
7.	Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Просвещение,  1982. (Перцептивные процессы: 114—150.)
8.	Величковский В.М.. Зинченко В.П.. Лурия А.P. Психология восприятия. – М.: просвещение, 1973. – 205 с.
9.	Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1969. (Развитие восприятия. Постановка проблемы и история: 3—73. Перцептивные действия и операции: 74—130. Форми, рование перцептивных действий: 131—212.)
10.	Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до б лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г, Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 215 с.
11.	Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. - с. 66-74.
12.	Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе?: Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 100 с.
13.	Волков Б. С., Волкова И. В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 1994. -  218 с. 
14.	Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. Научный редактор Б.С. Волков. – М.: Граф Пресс, 2002.- 136 с.
15.	Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. –1008 с.
16.	Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
17.	Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.
18.	Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.
19.	Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2001. – 694 с.
20.	Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
21.	Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –  198 с.
22.	Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. «Ученый записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. 81, 1958.
23.	Дубровина И. В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2000. – 315 с.
24.	Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
25.	Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.
26.	Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 1999. – 190 с.
27.	Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. –218 с.
28.	Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991. -  №7. – с. 81-84.
29.	Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. -  143 с.
30.	Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание. -  1989. - №8. - с. 50-54.
31.	Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М.: Просвещение, 1975. (Ощущения: 4—42. Восприятие: 43—110.)
32.	Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. 
33.	Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. -  М.: Просвещение, 1992. – 191 с.
34.	Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
35.	Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Ярославль, 1999.
36.	Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1996. – 234 с.
37.	Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. –464 с., ил.
38.	Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 287 с.
39.	Поддьяков Н. Н Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста// В кн. Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983, с. 36—42.
40.	Поддьяков Н. Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду.//В кн. Умственное воспитание дошкольников. М., 1972, с. 5—52.
41.	Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990. 
42.	Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
43.	Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
44.	Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2002.
45.	Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
46.	Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
47.	Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 1005 с.
48.	Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: Метод. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 96 с.
49.	Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
50.	Столяренко Л.Д.  Основы психологии. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. – 736 с.
51.	Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 192 с.
52.	Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю внимание – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 144 с.: ил. – (Серия «Мой первый учебник»)
53.	Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М., 1984.—294 с.
54.	Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 291 с.
55.	Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.
56.	Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: Аркадия, 1998. – 256 с.