Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Название работы: Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 6

1.1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития фонематического восприятия у детей 6

1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 11

1.3. Особенности речи и состояние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 14

Выводы по первой главе 19

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 20

2.1. Задачи констатирующего этапа исследования, характеристика выборки исследования 20

2.2. Методика обследования фонематического восприятия 21

2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 26

Вывод по второй главе 35

ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 36

3.1. Методика развития фонематического слуха и фонематического 36

восприятия 36

3.2. Содержание и организация коррекционно-развивающей работы 39

3.3. Результаты формирующего эксперимента 49

Выводы по третьей главе 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

ЛИТЕРАТУРА 61

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произно-сят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анали-зом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их/, что является причиной их неуспеваемости.

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и по-мощь родителей, педагогов и логопеда.

Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошколь-ном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для коррек-тировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых вхо-дят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклоне-ниями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также прак-тический опыт логопедической работы, обучение детей по специализирован-ным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личност-но-ориентированное воздействие на нарушенные звенья фонетико-фоне-матической системы позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Цель исследования - выявление особенностей развития фонематиче-ского восприятия у детей с общим недоразвитием речи, которые определяют направления и приемы логопедического воздействия на дошкольников с це-лью коррекции речевого дефекта.

Объект исследования - исследование фонематического развития детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - особенности развития фонематического вос¬приятия детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования. Коррекционная работа по развитию фонема-тического восприятия у детей с общим недоразвитием речи будет успешна при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра го-лоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фо-нем, навыков элементарного звукового анализа.

Глава 3:

Дети учились различать слоги. Начинали эту работу с такой "игры:

Я произносила несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети опреде-ляли, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложнялисья, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п. Игры варьировались за счет подбора слогов. Это делалось с учетом произносительных возможностей детей, а так-же последовательности всей звуковой работы в целом.

V этап

На этом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Начина-ли обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.

Я раздала детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объяснила: «поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее произносила каждый звук длительно (у-у-у-у, а-а-а-а, и-и-и-и), а дети поднимали соответствующие картинки. Затем игра усложнялась. Вари-анты:

1. Логопед произносит звуки кратко;

2. Детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняя соответ-ствие цвета кружков конкретному гласному звуку;

3. В ряд гласных а, у, ы, включают другие звуки, например о, у, э, на ко-торые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации со-гласных фонем.

VI этап

Задачей последнего этапа работы было формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; вы-делять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. При анализе согласных звуков соблюдалась определенная последовательность: сначала ребенка учили выделять в слове последний согласный звук. Легче всего детям давались глухие взрывные согласные.

Примеры игр этого этапа.

Детям раздали по нескольку одноцветных кружков. Логопед произно-сил один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу и т. п. Дети откла-дывали на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед. Далее задания усложнялись за счет введения цветового обозначения гласных звуков. Дети раскладывали на столах разноцветные кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Формирование фонематического восприятия проводили с обязатель-ным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновремен-но с развитием фонематического слуха осуществлялась и работа над звуко-произношением. Точное звуковое восприятие звука стимулировало правиль-ное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствовала лучшему фонематическому восприятию.

Заключение:

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладе¬ние правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением «с общим недоразвитие речи» чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляци¬онными или аку-стическими признаками.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы:

Результаты констатирующего эксперимента показали, что недостаточ-ное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фо-нематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анали-зу.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целена-правленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематическо-го восприятия.

Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного об-следования фонематического слуха, выявления особенностей фонематиче-ского восприятия.

Методика «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовно-сти к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» (авт. В. В. Конова-лен-ко, С. В. Коноваленко) является эффективным диагностическим инстру-ментом для выявления особенностей развития фонематического восприятия дошкольников.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для опреде-ления направления коррекционной работы, правильного ее планирования.

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий логопеда, воспитателей и родите-лей по преодолению фонематического недоразвития у детей.

А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, си-лы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, диффе-ренциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.

Похожие работы на данную тему