Управление собственностью предприятия

Название работы: Управление собственностью предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Организация акционерного общества 6

1.1 Правовые основы создания акционерного общества 6

1.2 Система управления акционерным обществом 15

Глава 2. Управление акционерным обществом 25

2.1 Принципы построения управленческих структур 25

2.2 Технология управления акционерным обществом 33

2.3 Информационное обеспечение управления предприятием 43

Глава 3. Управление собственностью 46

3.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «УАЗ» 46

3.2 Организация управления собственностью 53

3.3 Рекомендации по совершенствованию управления собственностью 64

Заключение 68

Литература 70

Выдержка:

Введение:

В связи с переходом российской экономики на рыночные механизмы управления и хозяйствования, в последние несколько лет появилось несколько организационно-правовых форм предприятий. Среди них одно из основных мест занимает такая форма, как акционерное общество (АО). Важной задачей в условиях рыночной экономики является получение эффективной системы управления АО и реализация преимущества этой перспективной формы предпринимательства.

Объектом исследования в данной дипломной работе является открытое акционерное общество Ульяновский автомобильный завод (ОАО «УАЗ»).

Предметом исследования является вопрос управления собственностью на ОАО «УАЗ».

Данный тема является актуальной для ОАО «УАЗ», поскольку завод тяжело переносил переход к рыночным отношением и в течение многих лет его лихорадило. Нехватка оборотных средств, средств на выплату зарплаты не позволяли заводу эффективно управлять собственностью. Вместе с приходом третьего тысячелетия для завода наступило время второй молодости. Коренной поворот судьбы автозавода, новую эпоху в его развитии сыграл приход на завод команды «Северстали». Намечена деятельная, перспективная программа, которая сейчас начинает действовать.

Нынешняя государственная политика в сфере автомобилестроения благоприятствует развитию автозавода, поскольку состояние дел на заводе нельзя расценивать в отрыве от общего состояния дел в отечественной автопромышленности. Первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ, член совета директоров УАЗа С.Митин расценивает его как достаточно устойчивое, а перспективы развития рынка - как положительные. Пример тому - насыщенность парка, состояние российской техники: 40 процентов автомобилей свой ресурс уже выработали. Такое положение предполагает обновление парка, а значит, увеличение спроса. Ни один экспортер не может предложить машину по цене УАЗа. На совещании у Президента РФ, в котором приняли участие директора крупнейших заводов, государственные чиновники и руководители «Северстали» - ОАО «УАЗ» отводилась большая ниша. Та позиция внедорожников, полноприводных автомобилей, которую держит УАЗ, сегодня никем ни заполняется. Так что в стратегическом плане перспектива автозавода серьезная. Повышается спрос и на коммерческие автомобили для сельского хозяйства. Здесь позиция УАЗа четко просматривается: дать предложение для того спроса, на который можно рассчитывать - не менее 100 тысяч машин такого класса в год.

В этих условиях особенно важно эффективно распорядиться собственностью ОАО «УАЗ»: основными фондами и производственными мощностями, произвести их обновление и модернизацию.

Глава 3:

Общая площадь территории промышленной площадки по государственному акту №295 от 26.09.90 г. составляет 314,5 га, протяженность границ по периметру составляет 12,5 км. Площадь озеленения – 26,5 га, площадь автомобильных дорог с твердым покрытием – 9,03 га, площадь тротуаров – 6 га. Протяженность железнодорожных путей, включая станцию Промышленная и подъездные пути, составляет 31 км.

Размер земельного налога – 109233 руб.

К объектам социально-культурной инфраструктуры, расположенным на территории завода, относятся:

1. Санитарно-бытовые помещения, обеспеченность по которым на 01.01.2003 г. составляет 90,5%.

2. Комбинат общественного питания с сетью столовых (в количестве 19, в том числе 5 диетических) и буфетов-раздаточных (в количестве 5 единиц) с общим числом посадочных мест в 2590, что составляет 74,1% обеспеченности. Магазины («Уралочка», «Кострома-1», «Кострома-2») по продаже полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, а также продовольственных и промышленных товаров.

3. Предприятия здравоохранения в составе:

3.1. поликлиники на 500 посещений в день, с необходимым набором процедурных кабинетов;

3.2. 15 цеховых здравпунктов;

3.3. профилактории и ингаляторий;

3.4. спортивно-оздоровительные комплексы.

Для обеспечения грузоперемещения по производственному потоку, а также обеспечения транспортных нужд социального характера, в составе предприятия имеются:

1. автотранспортное управление;

2. железнодорожный цех.

Объекты интеллектуальной собственности ОАО «УАЗа» - это следующие нематериальные активы:

1. лицензии;

2. программное обеспечение;

3. товарные знаки;

4. патенты на изобретения.

ОАО «УАЗ» является обладателем:

1. патентов СССР и РФ на изобретения, действующих в течении 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство;

2. патентов на промышленные образцы, действующих в течении 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство;

3. свидетельств на полезные модели /8/.

В 2002 году ОАО «УАЗ» достигло высоких темпов роста по большинству технико-экономических показателей (Таблица 4), повысило качество работы, своевременно выполнило огромный объем работ, связанный с подготовкой материалов по структурной перестройке Общества и реформе корпоративного управления. За 2002 год ОАО «УАЗ» перечислило в консолидированный бюджет области на 1 работающего 19,2 тыс. руб. Всего доходов получено 492,0 млн. руб., что по отношению к уровню 2001 года составило 150,3%. Темп роста по затратам не опережает темп роста по доходам, что является положительным фактором.

Заключение:

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Приватизированные предприятия более эффективны, чем государственные.

2. Жизнеспособность предприятий, находящихся в собственности трудовых коллективов (акционерных обществ), зависит от внедрения эффективных механизмов управления и обеспечения внешнего инвестирования.

3. Роль ключевых инвесторов в управлении приватизированными предприятиями должна возрастать.

4. Первоначальная форма приватизированных предприятий может носить переходный характер.

Основной задачей ОАО «УАЗ» является вовлечение трудового коллектива в управление предприятием, чтобы он почувствовал себя собственником. В работе предлагается для этих целей создать резервный фонд акций. Но следует отметить, что данная проблема не решится одноразовой акцией, необходима постоянная работа менеджеров с коллективом по повышению их заинтересованности в результатах работы. Данная проблема связана с недопустимо низкой степенью информированности работников-собственников (прежде всего рядовых) об экономическом и финансовом положении завода и о планах его развития. Монополия менеджмента на информацию на ОАО «УАЗ» лишает работников возможности участвовать в управлении и быть реальными собственниками. Решение указанной проблемы, причем уже реализованное на части АО в стране, - это включение в их уставы и коллективные договоры положений, обеспечивающих реализацию прав работников-собственников на получение полной финансовой, экономической и оперативной информации о предприятии. Без этого невозможны доверие между менеджерами и работниками, демократизация и гуманизация отношений на производстве, а значит, и действительная внутренняя мотивация работников к труду.

В то же время эта российская проблема сопряжена с низкой компетентностью работников-собственников и их представителей в вопросах управления предприятием (управления собственностью) в условиях фактического отсутствия в стране системы их обучения и подготовки к участию в управлении предприятиями. Эту проблему невозможно решить без создания системы правового и экономического образования работников-собственников, которые должны уметь читать баланс и финансовые отчеты, разбираться в критериях платежеспособности и состоятельности предприятия.

Второй проблемой автозавода является привлечение инвестиций на развертывание производства новых моделей автомобилей с дизельными двигателями. Следует отметить, что данная проблема решается заводским менеджментом и по словам директора по экономике и финансам ОАО «УАЗ» Николая Соболева: «Тот факт, что «Альфа-банк» предложил УАЗу конкурентные условия кредитования, свидетельствует о росте доверия к Ульяновскому автомобильному заводу».

Таким образом, с точки зрения поставленных задач, в дипломной работе нашли отражение все вопросы по организации управления собственностью на предприятие. Приведены рекомендации по повышению эффективности управления собственностью, которые могут быть практически использованы на ОАО «УАЗ», поскольку эффективность работы предприятия не связана только со сменой собственности, а определяется сложным комплексом факторов, включая участие работников в управлении и в принятии стратегических решений. Проведенное исследование показало возможность нахождения эффективных способов сохранения и защиты прав собственности работников.

Похожие работы на данную тему