Особенности развития речи у глухих

Название работы: Особенности развития речи у глухих

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста. 5

1.1. Закономерности развития речи в норме. 5

1.2. Особенности развития речи глухих детей. 19

1.3. Состояние речевого общения глухих детей в младшем школьном возрасте. 26

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста. 31

2.1. Организация исследования. 31

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 35

2.3. Выводы и рекомендации. 43

Заключение. 55

Список литературы. 58

Выдержка:

Введение:

Взгляды специалистов, занимающихся проблемами развития и обучения глухих детей, основываются на научном представлении о том, что в формировании личности неслышащего ребенка прослеживаются общие закономерности становления человече¬ской деятельности, однако, в иных условиях. Определенные затруднения во взаимодей¬ствии глухого ребенка со средой и окружающими людьми обусловливают специфику его развития. Несомненно, существенную роль в формировании личности неслышаще¬го оказывает своеобразие его общения на основе словесной речи (Р.М.Боскис, Т.А.Власова, Л.С.Выготский, А.И.Дьячков, Л.В.Нейман, Т.В. Розанова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Н.Д.Ярмаченко, Н.В.Яшкова и др.). С учетом этого положения и значимости словесной речи в развитии человека особое внимание в коррекционном обучении детей с недостатками слуха уделяется обучению языку.

Специфика обучения глухих детей языку состоит в том, чтобы, «используя ком¬пенсаторные возможности, обеспечить формирование речи у глухих с учетом основных закономерностей этого процесса, наблюдающихся у слышащих» . Действующая на протяжении нескольких десятилетий в школах для глухих детей коммуникативная система основана на утверждении, что процесс обучения языку «мо¬жет и должен протекать по принципу формирования речевого общения» . В этих словах автора коммуникативной системы заключаются два важных выво¬да, состоящих в том, что, во-первых, у глухих детей необходимо формировать навык речевого общения и, во-вторых, что овладение словесной коммуникацией значимо для обучения неслышащих системе языка. Иначе говоря, речевое общение является и це¬лью и средством обучения глухих школьников языку.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований психического развития глухих детей вопрос о развитии речи глухих детей младшего школьного возраста достаточно мало привлекал внимание исследователей.

Чтобы данные утверждения не казались бездоказательными, в дипломной работе будут рассмотрены не только теоретические основы развития речи глухого ребенка, но и конкретные результаты эмпирического исследования по изучению уровня развития речи глухих детей младшего школьного возраста.

Целью данной работы является изучение особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

- изучить теоретические основы психического развития ребенка с нарушением слуха;

- рассмотреть основные аспекты развития речи глухого ребенка;

- провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста;

- сделать выводы.

Как следствие, предметом исследования и анализа является речь глухих детей младшего школьного возраста.

Глава 2:

1. У глухих детей младшего школьного возраста имеются особенности и задержки в развитии речи, обусловленные общими закономерностями психического развития и структурой дефекта. Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.

2. Работа по целенаправленному формированию потребности школьников как в словесном общении в целом, так и в речевом взаимодействии в кон¬кретных ситуациях урока обеспечивает прочную основу для введения в речь школьни¬ков определенных типов высказываний.

3. В целях активизации общения глу¬хих учащихся обнаруживается необходимость специального обучения возможным спо¬собам общения на основе словесной речи. Формирующиеся в первом классе элементарные способы общения в конкретных предметно-действенных ситуациях требуют дальнейшей отработки их на разных этапах совместной предметно-практической деятельности школьников для обеспечения боль¬шей результативности речевого взаимодействия учеников в процессе общей работы.

4. Результаты синтаксического и морфолого-грамматического анализов детских высказываний позволяют сделать вывод о том, что в ходе целенаправленной работы по формированию речевого общения происходит не только развитие разговорной речи (овладение коммуникативными умениями, типами высказываний), но усваивается и сама система языка с его морфологией, синтаксисом, грамматикой

5. В условиях педагогической организации со¬вместной деятельности глухих учащихся в целях активизации их речевой коммуникации необходимо специальное обучение школьников взаимодействию: формирование возможных способов общения на основе словесной речи с учетом форм социального поведения и реализации различных коммуникативных намерений. Введение типов вы¬сказываний в самостоятельную речь глухих учащихся должно осуществляться в усло¬виях формирования их речевой деятельности, в частности обеспечения мотивированно¬сти речевого взаимодействия участников общей работы.

Рекомендации:

У детей необходимо как можно раньше формировать предметную деятельность, создавать обобщенные представления о роли вспомогательных средств в практической деятельности человека; подводить детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями; создавать у них необходимую направленность не только на результат, но и на условия выполнения заданий; формировать ориентировочную деятельность.

Воспитание и обучение ребенка, имеющего нарушения слуха, осуществляются с учетом возрастных психофизиологических особенностей в условиях организованного педагогического воздействия, что помогает обеспечить необходимое развитие и подготовить его к новому этапу жизни — обучению в школе.

Заключение:

Уровень сформированности словесных средств общения считается одной из важных детерминант психического и личностного развития ребенка. Проблема поисков наиболее эффективных путей развития словесной речи глухих детей и сегодня остается по-прежнему нерешенной (Л.А.Головчиц, Л.П.Носкова, Г.Л.Зайцева).

Действующая коммуникационная система обучения глухих детей языку основывается на физиологических, психологических, лингвистических основах речевого развития; принципах и уровнях системной организации речевой деятельности; с учетом использования различных форм речи: устной, письменной, дактильной, соотношение которых на разных этапах обучения различно; при этом выделяются основные направления: развитие языковой способности, формирование речевой деятельности, освоение языковых единиц и связей между ними в соответствии с языковой системой; при соблюдении ряда условий: развитие речи в быту, на специальных занятиях, на занятиях по различным видам деятельности.

В действующую программу обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста (1991г.) заложены принципы коммуникационной системы, определенные С.А.Зыковым. К ним относятся: генетический, деятельностный и структурно-семантический.

Целью нашего дипломного исследования явилось изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста, анализ использования детьми принципов коммуникационной системы и их влияние на состояние словесной речи глухих младших школьников.

Содержанием эксперимента явилось:

• сбор анамнестических данных;

• изучение реализации генетического принципа (привлечение внимания к лицу говорящего, готовность выполнять совместные действия, голосовые реакции, попытки артикулировать, приближенное проговаривание отдельных слов);

• изучение деятельностного принципа (усвоение языка в деятельности, применение его как особой речевой деятельности с выделением структуры, употребление готовых типовых фраз и построение по имеющимся образцам новых);

• изучение структурно-семантического принципа, включающего синтагматические связи (между звуками в слове, между словами и словосочетаниями в тексте), парадигматические связи (отношения между формами слов, смысловые отношения, использование различных частей речи), иерархические связи (использование речевых единиц от фонемы до предложения) в процессе формирования словесной речи глухих дошкольников.

Похожие работы на данную тему