Дипломная по теме: Развитие мелкой моторики рук

Название работы: Развитие мелкой моторики рук

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5

1.1. Проблема взаимосвязи развития мелкой моторики и речи в трудах по физиологии, психологии и педагогике 5

1.2. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в норме 12

1.3. Особенности развития двигательной сферы и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 15

1.4. Приемы развития мелкой моторики рук 17

Выводы 23

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 24

2.1. Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук 24

2.2. Формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР 28

2.3. Анализ результатов исследования 34

Выводы 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

ЛИТЕРАТУРА 40

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. "Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов", - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что " натуральное побуждение к действию над вещами " у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Глава 2:

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной потешки. Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук одновременно.

1-й КОМПЛЕКС

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "1 - 2 - 3".)

3. Пальчики здороваются (на счет "1 - 2 - 3 - 4 - 5" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным...)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.)

5. Дети бегут на перегонки (движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

ПОТЕШКА " ПАЛЬЧИК - МАЛЬЧИК "

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

ПОТЕШКА " БЕЛКА "

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Заключение:

Целью нашего исследования было изучение приемов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В ходе исследования была изучена логопедическая и психологическая литература по теме исследования, выявлены особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, подобрана систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, дана оценка эффективности используемых приемов развития мелкой моторики детей с ОНР.

В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

Данные выводы подтвердило экспериментальное исследование, которое проводилось нами в целях проверки гипотезы о том, что развитие мелкой моторики старших дошкольников возможно средствами пальчиковой гимнастики, игр и упражнений.

В ходе работы на формирующем этапе эксперимента были проведены пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.

Тестирование показало, что в ходе проведения формирующего эксперимента в группе на 40% возросло количество детей с уровнем развития мелкой моторики, соответствующей норме.

Данный факт является подтверждение выдвинутой гипотезы.

Похожие работы на данную тему