Формирование у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений в 3-м классе специальной коррекционной школы

Название работы: Формирование у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений в 3-м классе специальной коррекционной школы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Дети с нарушениями интеллекта и формирование у них математических понятий и представлений 5

1.1. Психологическая характеристика умственной отсталости 5

1.2. Формирование у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений. 12

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта. 16

2.1. Программа исследования 16

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 17

2.3. Выводы. 19

Заключение 25

Список литературы. 27

Приложение. 30

Выдержка:

Введение:

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в семье как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в семье должны закладываться такие качества, как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной семьей и государством становится задача осуществления комплексного подхода к делу воспитания. [3; 55]

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта.

Как наука, воспитание и обучение таких детей имеет свой предмет, свое содержание. Необходимо изучать законы, принципы, категории, направления воспитания, систему общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные ориентации личности умственно отсталых детей.

.......

Глава 2:

Экспериментальное исследование было проведено на базе Республиканского центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» г. Москвы.

В ходе экспериментального исследования обследовано детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в коррекционной школе в 3 классе.

Методики диагностики математических понятий и представлений были отобраны на основе книги Крутецкого В.А. «Психология математических способностей школьников» и направлены на следующие компоненты математических способностей (См. Приложение 1):

Методика 1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

Методика 2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

Методика 3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

Методика 4. Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

Методика 5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; обратимость мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

Все перечисленные методики также диагностируют:

• гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

• математическую память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

• способность к пространственным представлениям.

........

Заключение:

Представляется актуальным рассмотреть проблему формирования у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений с позиций системного подхода. По утверждению А. Н. Аверьянова, система, достигшая зрелости, находится в устойчивом состоянии. Вместе с тем в ней продолжаются взаимодействия противоречивых сторон, которые обусловливают ее дальнейшее преобразование. Поэтому необходимо выявить, в какой момент, на каком этапе математического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в каких условиях возможно формирование устойчивых математических представлений и элементарных логических структур, способствующих дальнейшему развитию ребенка. Это позволит преодолеть существующую в настоящий момент фрагментарность в понимании своеобразия и возможностей математического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Опыт обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, накопленный в специальной педагогике, нуждается в глубоком теоретическом осмыслении, в систематизации, так как именно систематизация обеспечивает обозримость тех задач, с которыми приходится сталкиваться исследователю.

Обобщение и систематизация взглядов на проблему формирования у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений, соотнесение разных подходов друг с другом, критическое переосмысление некоторых положений и активное использование научного и практического опыта предпринято нами в рамках данного курсового исследования.

Поиски эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта, в том числе и методических, осуществляются в следующих основных направлениях:

• выявление максимальных «пределов» доступности материала, предлагаемого детям для изучения;

..........

Похожие работы на данную тему