Формирование у детей с нарушением интеллекта

Название работы: Формирование у детей с нарушением интеллекта

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Дети с нарушениями интеллекта и формирование у них математических понятий и представлений 5

1.1. Психологическая характеристика умственной отсталости 5

1.2. Формирование у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений. 12

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта. 16

2.1. Программа исследования 16

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 17

2.3. Выводы. 19

Заключение 25

Список литературы. 27

Приложение. 30

Выдержка:

Введение

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в семье как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в семье должны закладываться такие качества, как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной семьей и государством становится задача осуществления комплексного подхода к делу воспитания. [3; 55]

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта.

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта.

2.1. Программа исследования

Экспериментальное исследование было проведено на базе Республиканского центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» г. Москвы.

В ходе экспериментального исследования обследовано детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в коррекционной школе в 3 классе.

Методики диагностики математических понятий и представлений были отобраны на основе книги Крутецкого В.А. «Психология математических способностей школьников» и направлены на следующие компоненты математических способностей (См. Приложение 1):

Методика 1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

Методика 2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

Методика 3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

Методика 4. Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

Список литературы.

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) - С-Пб., 2002.

2. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30

3. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.

5. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

6. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.

8. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.

9. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с.33.

10. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.

11. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.

12. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

13. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.

14. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

15. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.

16. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3.

Похожие работы на данную тему