Процесс развития креативности у детей подросткового возраста

Название работы: Процесс развития креативности у детей подросткового возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

42 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности 6

1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью 6

1.2. Подходы к изучению креативности в норме и патологии 14

2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение креативности у подростков разного возраста 19

2.1. Программа исследования 19

2.2. Результаты исследования 26

2.3. Выводы 35

Заключение. 37

Библиография. 39

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.

Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте.

Целью нашего исследования стало изучение процесса развития креативности у детей подросткового возраста.

....

Глава 2:

Экспериментальное исследование было проведено на базе Республиканского центра для детей и подростков «Апрель» г. Москвы.

В ходе экспериментального исследования обследовано 60 детей подросткового возраста (30 младших подростков 10-12 лет, и 30 старших подростков 13-16 лет).

Для исследования невербальной креативности использовался тест фигурной батареи тестов творческого мышления Е.Торренса, вариант, адаптированный в России Е.И. Щеблановой и И.С. Авериной.

Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно дополненные и развитые в работах профессора Е.П. Торренса - директора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата Джорджия (США).

Тест Е.П. Торренса по праву считается классическим в области психодиагностики креативности. Он представляет собой мощный психодиагностический инструмент, требующий профессионализма от его пользователей. «Мощность» теста обусловлена его измерительными возможностями. Большое разнообразие тщательно подобранных заданий предоставляет обследуемому очень широкие возможности для проявления креативных способностей. Это существенно повышает достоверность результатов, полученных с помощью теста Е.П. Торренса, по сравнению с результатами других тестов на креативность.

Тест Е.П. Торренса состоит из трех частей: вербальной батареи (7 субтестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста). Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уровень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды, в то время как уровень развития образной креативности в большей степени связан с врожденными биологическими особенностями человека.

Е.П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на продукты, а на сам процесс творческого мышления. Тест Е.П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования, как часть продолжительной исследовательской программы, методической работы с учащимися, стимулирующей их творческие способности.

Показатели по всем частям текста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорд, а именно: легкость, гибкость, оригинальность и точность.

Тесты Е.П. Торренса созданы в 1966 году. Все тесты сгруппированы в вербальную и невербальную батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышление, вторая – изобразительное творческое мышление. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для использования во всех классах школы.

.......

Заключение:

Проведенный теоретический анализ работ, посвященных проблеме творческого воображения и креативности, свидетельствует о недостаточной изученности проблемы как в области общей, так и в области медицинской психологии. При этом, как следует из этих работ, воображение и креативность занимает в жизнедеятельности людей, и, особенно, в творческой деятельности важное место, во многом определяя ее успешность. На основе анализа существующих концептуальных подходов к изучению творческого воображения, креативности, можно сделать вывод о недостаточности знаний о взаимосвязях между упомянутыми явлениями и необходимости их выявления и изучения.

Таким образом, можно подвести общий теоретический итог по данному вопросу:

• креативность является одной из форм отражательной деятельности сознания;

• специфика креативности заключается в том, что она отражает действительность как возможность, вероятность, путем структурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

• креативность сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;

• креативность опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

• креативность значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;

..........

Похожие работы на данную тему