Условия формирования детского воспитательного коллектива

Название работы: Условия формирования детского воспитательного коллектива

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I Теоретические основы формирования воспитательного коллектива..3

1.1 Понятие о воспитательном коллективе. ……………………………………3

1.2 Структура воспитательного коллектива в школе………………………….6

1.3 Стадии формирования детского коллектива………………………………..7

Глава II Оптимальные условия формирования воспитательного коллектива..8

2.1 Методы формирования воспитательного детского коллектива…………...8

2.2 Оптимальные условия формирования детского воспитательного коллектива в Ягоднинской школе……………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы ………………………………………….26

Выдержка:

Введение:

Проблема взаимоотношений подростков в коллективе недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Этим и обуславливается выбор темы: «Условия формирования детского воспитательного коллектива».

В данной исследовательской работе мы рассмотрим условия формирования воспитательного коллектива.

Наша исследовательская работа состоит из двух частей: первая часть – теоретическая, вторая – практическая.

В первой части работы мы выявим сущность воспитательного коллектива. Выясним, какова структура воспитательного коллектива в школе. Также в теоретической части работы мы выявим стадии развития коллектива. Макаренко рассматривал три стадии развития коллектива. Условно их можно определить следующим образом: на первой стадии в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к детям, на второй – появление членов коллектива, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину – наиболее активные дети, трети стадия - когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.

Во второй части работы вы на примере одной из школ выясним, каковы условия формирования воспитательного коллектива.

Объект исследования – детский воспитательный коллектив. Предмет курсовой работы – условия формирования детского воспитательного коллектива. Цель данной курсовой работы – выяснить особенности условий формирования детского воспитательного коллектива.

........

Глава 2:

Где-то побеждая, где-то неизбежно ошибаясь, Антон Семёнович Макаренко добился своей цели – воспитательного коллектива. Сейчас в наших общеобразовательных средних школах не всегда можно найти крепкий, слаженный коллектив, поэтому труды Макаренко актуальны и в наши дни.

I) Самой первой задачей воспитателя является формирование лидерства. И действительно (!) – бесполезно учить воспитанников грамматике, если воспитатель не пользуется у них никаким авторитетом. То же самое мы видим и у вожатого в летнем лагере. Да и вообще в любом коллективе.

У опытного педагога есть много методов "зарабатывания авторитета". Приведу здесь мнение Антона Семёновича: "Я твёрдо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею". Я против того, чтобы детям драли уши, но так же я не уважаю воспитателей, которые не в состоянии грозно прикрикнуть на расшалившихся воспитанников. Впрочем, сам Макаренко ни одной минуты не считал, "что нашёл в насилии какое-то всесильное педагогическое средство".

II) Вторая стадия формирования коллектива – это предъявление требований активом, членам коллектива. Соответственно второй задачей воспитателя является создание актива. Здесь тоже есть множество методов: старосты, зам. старост, пом. старост и т. д. в школе; пом. вожатого в летнем лагере. На наш (и не только) взгляд, метод Антона Семёновича является более эффективным:

1)Отряды и командиры. Понятие командира включает в себя такое благородное понятие как ответственность. Ответственность за работу (в школе – учёбу) отряда. А стало быть – и за сам отряд.

Очень полезным методом является:

2)Совет командиров. Именно совет командиров и является тем институтом, перед которым командир несёт ответственность за отряд. Является лицом – гордостью или позором – отряда. Мы считаем, что в школе в этом самом месте существует очень большая недоработка, мы бы сказали – пробел. Перед кем несёт ответственность староста? Перед учителем? Учитель и так отвечает за весь класс. Перед кем староста представляет свой класс? Учитель и так знает своих воспитанников.

III) Третья стадия формирования коллектива – это предъявление требований коллективом (всеми его членами) каждому воспитаннику.

Самая сложная задача для воспитателя. Поднять её может либо слон, либо талант. Хочется вспомнить здесь свой ученический опыт. В первом классе моя учительница голосованием распределяла звания и обязанности: кто командир, кто уборщик, кто садовод – цветочки поливать в классе, кто санитар – оказать помощь тому, кто поранится. Все получили свои звания и обязанности и в течении месяца увлечённо играли. Однако где-то через месяц перестали. Кто-то разочаровался своей ролью, кому-то просто надоело. Рассмотрим причины неудачи:

.........

Заключение:

Мы рассмотрели интересную и важную проблему: проблему условий формирования воспитательного коллектива. В заключение подведем некоторые итоги курсовой работы:

Создать воспитательный коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Поэтому развитие воспитательного коллектива делится на несколько этапов, которые характеризуются различными особенностями: первый в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой”.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Среди методов формирования воспитательного детского коллектива наиболее интересными актуальными являются идеи Макаренко. На их основе построены многие образовательные программы по формированию воспитательного коллектива.

....

Похожие работы на данную тему