Развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста

Название работы: Развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………….

1.1 Роль исследовательских умений в развитии личности школьников……..

1.2 Организация исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………..

1.3 Некоторые закономерности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………

ГЛАВА II ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………...

Выдержка:

Введение:

В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В исследованиях В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Мы полагаем, что особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Глава 2:

Второй год экспериментальной работы во многом является определяющим. Будут определяться направления поиска инновационных средств, ставились исходные задания для новых разработок, позволяющих решать сформулированные задачи экспериментальной работы. Этот поиск проводится по следующим направлениям:

1. формирование исследовательских умений у младших школьников в 5-6 классах;

2. разработка современного урока с элементами проектной исследовательской деятельности учащихся;

3. разработка методики работы с учащимися по подготовке к исследовательской работе и включению в школьное научное общество (ШНО) с выбранной темой исследования;

4. построение ШНО как среды развития проектных исследовательских умений и навыков;

Таким образом, уже в конце второго года экспериментальной работы мы сделаем наброски будущей педагогической системы, в рамках которой возможна разработка элементов новой технологии.

Третий год экспериментальной работы был направлен на глубокое осмысление полученных результатов в каждом из отдельных моментов экспериментального воздействия, представления целостного компонента разрабатываемой технологии соответствующего направления экспериментальной работы и всей системы в целом. В на третьем году проходит этап «экспериментальный», когда большое внимание уделялось апробации разработанных средств, осмыслению получаемых результатов. Однако процесс детальной проработки уже созданных, дальнейшая разработка и пополнение дидактических средств новой технологии будет продолжаться.

И этот эксперимент будет продолжаться и после трех лет, так как внедрение системы развития исследовательских умений у младших школьников – процесс долгий и он тесно связан со средним звеном и со старшими классами.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

- выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;

- развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);

- развить умения самостоятельно, творчески мыслить;

помочь в выборе профессии.

Заключение:

В заключение подведем некоторые итоги курсовой работы:

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:

обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;

сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.

Сущность развития личности ребёнка в младшем школьном возрасте состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен.

Необходимо отметить, что особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования.

Для включения в самостоятельное исследование младших школьников учителю необходимо самому владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, получения оригинальных карт, схем, графиков, расчета показателей и индексов.

Мы будем в своем исследовании пользоваться следующий тактика и стратегией проведения экспериментальной работы в школе:

В соответствии с методикой проведения практико-ориентированного эксперимента в учреждении образования работа проходит несколько логически выстроенных этапов.

Похожие работы на данную тему