Устав муниципального образования, порядок его разработки, принятия, государственной регистрации. Вопросы, подлежащие регулированию нормативно-правовыми актами

Название работы: Устав муниципального образования, порядок его разработки, принятия, государственной регистрации. Вопросы, подлежащие регулированию нормативно-правовыми актами

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Муниципальное право

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 8

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ УСТАВАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 13

2.1. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования 13

2.2. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 16

2.3. Муниципальная собственность 23

2.4. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Выдержка:

Введение:

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления – уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления – все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.

Необходимо отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении (1991 г.) предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Совет согласно данному закону могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 данного Закона определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.

В соответствии с Федеральным законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.

Глава 2:

Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

представительные органы местного самоуправления;

иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Согласно Закону (ст.14) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных субъектов управления и отношениями между ними. Можно выделить три основных субъекта системы органов местного самоуправления: главу муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления (местную администрацию как систему невыборных органов местного самоуправления). Обязательным является лишь наличие выборного органа местного самоуправления.

«Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления» (п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Таким образом, наличие главы муниципального образования и иных органов местного самоуправления не является обязательным. Этот вопрос оставлен на усмотрение местного сообщества и должен быть закреплен в уставе муниципального образования. Как правило, в уставах предусматривается должность главы, но его функции, наименование и место в системе органов местного самоуправления различаются. Анализ уставов муниципальных образований позволяет выделить следующие варианты его положения и деятельности.

1. Глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления, не являясь депутатом и главой местной администрации.

2. Будучи избранным депутатом, глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления и возглавляет местную администрацию. Такая «тройственность», на наш взгляд, понижает статус представительного органа местного самоуправления, создает сложности в разделении компетенции, в установлении ответственности и т.д. (г. Дзержинский Московской области, г. Великий Новгород, г. Иркутск, г. Йошкар-Ола, г. Саратов).

3. Глава муниципального образования, являясь главой местной администрации и представляя муниципальное образование, может председательствовать на заседаниях представительного органа в отдельных случаях.

Заключение:

Несмотря на то, что в большинстве муниципальных образований уставы уже приняты, дальнейшее совершенствование уставов, внесение в них изменений и дополнений проходит почти повсеместно. В этой ситуации анализ типовых ошибок, встречающихся в самих уставах, а также в процессе их разработки и принятия, является достаточно актуальным.

Устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом муниципального образования и должен содержать нормы, регулирующие деятельность населения и органов местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Из этого ясно, что к содержанию уставов муниципальных образований должны предъявляться высокие требования, обусловленные значимостью этого документа не только для органов местного самоуправления, но также для органов государственной власти и, главное, для населения.

В статье 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указаны основные положения, которые должны быть отражены в уставах муниципальных образований. Их повторение не имеет смысла. Важно, на мой взгляд, остановиться на некоторых вопросах, играющих существенную роль при применении уставов, но не нашедших отражения в законодательстве, а также обратить внимание заинтересованных лиц на основные ошибки и неточности, встречающиеся в проектах уставов и принятых документах.

Хотя Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, необходимо обратить внимание на отдельные нормы, которые должны быть соблюдены в муниципальном образовании при принятии устава, исходя из его значимости, и того, что именно этим документом от населения органам местного самоуправления передаются полномочия по решению вопросов местного значения и устанавливается основной порядок деятельности по осуществлению местного самоуправления.

Похожие работы на данную тему