Местное самоуправление в РФ

Название работы: Местное самоуправление в РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Муниципальное право

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Местное самоуправление как категория конституционного права 6

1.1. Понятие местного самоуправления 6

1.2. Теории местного самоуправления 13

1.3. Принципы и функции местного самоуправления 19

2. Основные аспекты конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ 23

2.1. Конституционные основы местного самоуправления 23

2.2. Место и роль местного самоуправления в государственно-правовой структуре: основы взаимосвязи и взаимодействия 28

Заключение 34

Список использованных источников 36

Выдержка:

Введение:

Опыт истории убедительно свидетельствует, что движение совре-менной цивилизации к самоуправлению народов – длительный и весьма противоречивый про¬цесс. Внедрение принципов самоуправления приносит пользу обществу только тогда, когда оно опирается на объективно назрев-шие экономические и социальные по¬требности, выражает требования об-щественного прогресса.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ на местах стала постепенно восстанавливаться предста¬вительная власть, хотя следует отметить, что принци¬пы местного самоуправления в конституционно-нормативных актах реализуются не полностью или непосле¬довательно. На практике урезаются полномочия местных представительных органов, предусматривается изъя-тие из сферы местного самоуправления районов и городов областного под-чинения с административно подчиненны¬ми им территориями. Более эф-фективно процесс разви¬тия самоуправленческих начал на местах на основе Кон¬ституции пошел после принятия в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Важным этапом стало принятие нового закона о местном са-моуправлении в 2003 г.

Конституция РФ в ст. 12 полностью отказалась от советской модели организации власти на местах, исключив органы местного самоуправления из системы государственной власти, что вызывает большое количество споров. Нет определенности и в других положениях, связанных с консти-туционно-правовым регулированием местного самоуправления в РФ. Пре-жде всего это относится к понятию местного самоуправления, определе-нию компетенции органов местного самоуправления, финансовых основ органов местного самоуправления и другим вопросам. Принятие закона 2003 года внесло довольно существенные изменения в конституционно-правовое регулирование местного самоуправления, в связи с чем весьма актуальной является задача исследования современного состояния консти-туционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ.

........

Глава 2:

В главе 1 Конституции «Основы кон¬ституционного строя» одна из статей (ст. 12) специально посвящена местному самоуправлению, его фун-даментальным конституционным основам. В ней говорится, что в РФ при-знается и гарантируется мест¬ное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему органов государственной влас¬ти. Более подробно и широко конституционные ос-новы местного само¬управления в РФ закрепляются в четырех статьях (ст. 130-133) спе¬циальной гл. 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», а также в ряде других статей Конституции РФ. В ст. 130, например, по сути дела, определяется основное содержание местного самоуправления и пути его реализации. В ней говорится, что местное самоуправление обеспе¬чивает самостоятельное решение населением вопросов местного значе¬ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной собствен¬ностью и осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого воле-изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В развитие конституционных основ местного самоуправления в РФ в 2003 г. был принят основополагающий по данному вопро¬су Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации». В нем прежде всего дается характеристика муници-пального образования как территориальной единицы, в рамках которой реализуются права граждан на местное самоуправление. Само местное са-моуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конститу-цией РФ самостоятельная и под свою ответ¬ственность деятельность насе-ления по решению непосредственно или через органы местного само-управления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра¬диций.

Очень важное значение имеет и то, что закон дает как общее, прин¬ципиальное, так и весьма конкретное представление о том, что такое «во-просы местного значения». В общем плане — это «вопросы непо¬средственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Феде-ральным законом, законами субъектов Российской Федерации». В более конкретном плане — это три десятка вопросов, характеризующих различ-ные направления деятельности местного самоуправления и его органов, среди которых: принятие и изменение уставов муниципальных образова-ний, контроль за их соблюдением; .......

Заключение:

На основании проведенного исследования, можно сделать следую-щие выводы.

Местное само¬управление, будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов госу-дарственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою соб-ственную роль в государственно-правовой структуре российского об¬щества, обеспечивает самостоятельное решение на¬селением вопросов ме-стного значения, владения, пользо¬вания и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строи¬тельства и осуществляется в формах непосредствен¬ной и представитель-ной демократии.

На основе анализа существующих в политико-правовой мысли и ис-пользуемых ныне в научной литера¬туре понятий и теорий местного само-управления предла¬гается видение сущности местного самоуправле¬ния, в основе которого лежит государственно-общественная концепция и которое проявляет себя как одна из основ кон¬ституционного строя и форма наро-довластия, как право граждан на осуществление местного самоуправления и са¬мостоятельная деятельность населения по решению вопро¬сов местного значения, что позволило определить местное самоуправление как относи-тельно самостоятельный инсти¬тут гражданского общества, занимающий обособленное место и выполняющий свою собственную роль в госу¬дарственно-правовой структуре российского общества.

К основным принципам местного самоуправления относятся: само-стоятельное решение населением вопросов местного значения; организа-ционное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной; материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления; территориальная организация; многообразие форм осуществления местного са¬моуправления; выборность и периодиче-ская сменяемость органов местного самоуправления; законность в органи-зации и деятельности органов местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц мест¬ного самоуправления перед населением; гарантии местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гласность деятельности местного самоуправления; учет инте-ресов населения; использование исторических и иных местных тра¬диций и обычаев.

.........

Похожие работы на данную тему