Финансирование ЖКХ

Название работы: Финансирование ЖКХ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Эктеория

Страниц:

27 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

РАЗОРИТЕЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 3

ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАТЬ ЖКХ 5

УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ 7

ЧЕТЫРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТА 7

СУБСИДИИ И ЛЬГОТЫ 12

СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК В ОТРАСЛИ 15

ЗАТРАТЫ И ТАРИФЫ НА ЖКУ 15

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 17

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ 20

КОНКУРЕНЦИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 20

ЧАСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОРЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 23

КОНДОМИНИУМЫ И ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 28

Выдержка:

Основная часть:

Жилищный фонд России превышает 2,6 млрд кв. м общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,9 кв. м общей площади. Свыше 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в от-дельные, 250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Из года в год увеличивается подлежа-щий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние годы по ветхости выбыло свыше 40 млн кв. м. В ветхом фонде продолжают проживать 2 млн человек.

В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты более 4,2 млн человек, ко-торые в 2000 г. оказали услуг на 395 млрд рублей, в том числе населению - на 297 млрд (в 1997 г. - на 234 млрд). ЖКХ - это более 52 тыс. предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд рублей (25–30% основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48–60%.

Коммунальная энергетика потребляет более 20% электрической и 45% тепловой энергии, производимых в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет свыше 13 тыс. Гкал • час.

Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом 25% ее теряется, а более 40% не соответствует требованиям санитарного надзора. Де-фицит мощностей водопроводов превышает 10 млн куб. м, или 15% всех установлен-ных.

По данным Госстроя, физический износ водопроводных сетей достиг 54,2%, объектов теплоснабжения - 56,7, электроснабжения - 68, а в целом инженерных ком-муникаций - 60%. Срочной модернизации требуют 7% тепловых сетей и 16% водопро-водных. Суммарные потери в тепловых сетях, в том числе из-за износа труб, достига-ют 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65–68 млн т условного то-плива в год.

Количество аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15–20 в середи-не 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации и до 200 аварий на сетях теплоснабжения (в Европе - в среднем 3) в 2000 г. В прошлом году произошло 77 крупных аварий в 40 регионах - почти на треть больше, чем годом ранее. Ситуация обострилась не только в Приморье, но и в Красноярском крае, Бурятии, Новосибир-ской, Архангельской, Калининградской и других областях. В одних областях трубы лопаются из-за изношенности, в других - еще и по причине отключения тепла. В сло-жившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, свя-занный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.

В городах через коммунальные системы канализации очищается до установлен-ных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей со-ставляет 9 млн куб. м в сутки (16,5%), капитального ремонта требуют 17% сетей, а де-нег на эти цели практически не выделяется.

По оценкам Госстроя, обнародованным в начале 2001 г., на модернизацию сете-вого тепло- и водоснабжения требуется 136 млрд рублей, генерирующих мощностей - около 162,7 млрд, водоснабжения и канализации - 135 млрд.

............

Острейшей проблемой в жилищно-коммунальной сфере стало обилие льготных категорий граждан: 43 категории затрагивают 63% населения (это люди в погонах, судьи, работники прокуратуры, ветераны труда и войны, инвалиды I, II групп и др.). Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы не компенсируют ни федеральные власти, ни ведомства. Оцениваются такие льготы в 23–25 млрд рублей в год. Причем наравне с самими льготными категориями скидками на оплату жилья пользуются члены их семей, в то время как треть граждан, в основном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда не имели подобных льгот.

Число претендующих на льготы резко выросло после того, как в 1999 г. вступил в действие закон “О ветеранах”. Оказалось, что ветеранов войны и труда у нас слишком много, так как чуть ли не каждый пенсионер получает почетную книжку “Ветеран труда”, а солдат в горячей точке - “Ветеран войны”. Многие из тех, кто ранее пользовались субсидиями, отказались от них в пользу более весомого источника - льгот.

Важно и то, что льготы предоставляются автоматически, а субсидии - только тем, кто обратился за помощью, имея право на нее. Правительство решило сократить перечень льготников, оставив “в чистом виде” только ветеранов ВОВ, инвалидов, Героев Советского Союза, а другие оправданные льготы перевести в адресные компенсации и субсидии, имеющие заявительный характер. Последнее имеет существенное значение, судя по накопленной практике. Хотя дорожающие жилищно-коммунальные услуги уже сейчас не может оплатить, по подсчетам правительства, примерно четверть россиян, далеко не все из них обращаются за жилищными субсидиями. В 1996 г. ими воспользовались около 7% граждан (3,5 млн семей), которые получили в общей сложности 1 млрд рублей, в 1997 г. - 8% и 2 млрд рублей, в 1999 г. - 7% и свыше 1,2 млрд, в 2000 г. - 7% и 2–3 млрд рублей.

Причины такой пассивности в том, что, с одной стороны, оформить право на получение пособия на жилищно-коммунальные услуги в некоторых регионах мешают бюрократические проволочки ЖЭКов, с другой - граждане сами игнорируют субсидию, если ее размер не превышает 10% требуемой платы. По мнению Госстроя, местные власти в популистских целях занижают тарифы на оплату ЖКУ. В 2000 г. у граждан на оплату ЖКУ уходило в среднем 8% их дохода, а у богатых - 4–5% (примерно столько же они тратят на сигареты и спиртное). Когда жители вынуждены будут оплачивать ЖКУ в полном объеме и плата достигнет 22% семейного дохода, желающих иметь дотации существенно прибавится. По расчетам Госстроя, их доля может достичь 30%.

Тогда возникнут новые проблемы. Если субсидии по-прежнему будут предоставляться в зависимости от дохода семьи на основании представленных справок, то правительству придется скорее всего переплачивать средства на субсидии или создавать сложный механизм проверок правильности информации о доходах. Ведь далеко не все доходы регистрируются. Самим органам, выдающим субсидии, контролировать их не по силам. Некоторые регионы стали оценивать нуждающиеся семьи не по справкам об официальных доходах, а по косвенным признакам (в частности, число комнат на одного члена семьи, наличие дачи и т. п.). Высказываются предложения каждое поданное заявление на получение субсидии рассматривать персонально, а в сомнительных случаях подключать налоговые органы, которые проверят доходы заявителя, наличие у него второго жилья и излишек квадратных метров сверх нормативов.

..........

Несмотря на многолетние разговоры об экономии, о том, что все новые дома должны сдаваться со счетчиками воды и тепла, в Москве ими оснащены 10 и 6% жилищного фонда. Жители этих домов станут первопроходцами и будут платить по льготному тарифу, умноженному на реальное потребление тепла и воды. По расчетам, суммы будут меньше или равны нынешним. Установлены счетчики на большинстве центральных тепловых пунктов (один на несколько домов). До конца 2001 г. они должны быть на всех центральных тепловых пунктах. Городские власти будут рассчитываться с поставщиками тепла и воды по показаниям счетчиков, а не на глазок. Москвичи же будут оплачивать тепло и воду по-прежнему.

Однако, хотя никто не сомневается в необходимости установки приборов учета, оснащение ими не превышает 5%. Счетчики установили только в 40% новостроек. Главная причина - нехватка денег. По подсчетам специалистов, чтобы закупить и установить современное оборудование для поквартирного и подомового учета холодной, горячей воды и тепла, наладить учет на границе раздела между коммунальными тепловыми сетями, сетями РАО “ЕЭС” и других энергетических компаний требуется 40–50 млрд долларов. В казне таких денег нет.

Регионы пытаются находить выход. Так, в Самарской области в рамках конверсии организовали производство приборов учета и оснастили ими новые одно- и многоэтажные дома. После оснащения ими всего жилого фонда рассчитывают сократить затраты на ЖКУ в 2–4 раза. В Санкт-Петербурге передают дома в управление частным компаниям, которые за свой счет устанавливают счетчики в квартирах и домах, а затем рассчитываются с монополистами по их показаниям. Власти города перечисляют им дотации в прежнем объеме, пока они не покроют свои затраты. В Якутии приняли постановление: если квартиросъемщик устанавливает счетчик на воду за свои деньги, он на полгода освобождается от оплаты этого вида услуг.

Внедрение счетчиков тормозят также монополисты, которые не заинтересованы в таком учете. Нередко установленные счетчики не подключаются, но даже если они подключены, ресурсоснабжающие организации продолжают взимать плату не по их показаниям, а по нормативам. Порой игнорируются показания и двухрежимных счетчиков, хотя за потребление электроэнергии в ночное время предусмотрен пониженный тариф. Решение таких проблем всецело зависит от воли местных властей.

Котельные на газе. Наша богатая газом страна газифицирована менее чем на 50%. Газопроводы, пронизывающие всю Россию, обходят стороной населенные пункты, жители которых вынуждены отапливать дома углем, дровами или электричеством. Между тем затраты по переводу районной котельной на газ окупаются за 9 месяцев. В Рязани и Челябинске примерно половина котельных работает на жидком и твердом топливе, но они активно переводятся на газ. При этом стоимость теплоресурсов снижается в 1,5–2 раза. Для города переоборудование котельной практически ничего не стоит, потому что расходы покрываются за счет снижения дотаций из бюджета на эти услуги в связи с их удешевлением.

Локальные крышные котельные. Немалый эффект сулит переход от излишне централизованной системы с многокилометровыми коммуникациями к локальным котельным. Установка и использование крышных котельных обходится в 2,5 раза дешевле, чем централизованной теплосети. В некоторых регионах основным виновником высоких тарифов стали градообразующие предприятия. Оставшись без средств к существованию, они стараются получить максимальную выгоду от котельных, продавая городу тепло по завышенным ценам. В Кашире и некоторых других городах мэры отказались от их услуг, построив локальные котельные.

В 2001 г. правительство заявило о своем твердом намерении выделять средства преимущественно на замену котлов в модернизируемых котельных на более эффективные, на перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии, на применение модульных и блочных котельных в сочетании с использованием традиционного централизованного теплоснабжения.

Похожие работы на данную тему