Механизм изменения форм собственности хозяйственных образований и их влияние на эффективность производства

Название работы: Механизм изменения форм собственности хозяйственных образований и их влияние на эффективность производства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Эктеория

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.1. Приватизация

1.2. Национализация в РФ

1.3. Интеграция

1.4. Демонополизация экономики

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Проблемы эффективности собственности и ее преобразований

2.2. Эффективность государственных и приватизированных ча¬стных предприятий

2.3. Экономическая целесообразность преобразований форм собственности

Заключение

Словарь экономических терминов

Список литературы

Выдержка:

Введение:

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Основой рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих но найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.

Глава 2:

В общем ви¬де экономическая эффективность определяется соотношением результатов и затрат, а принцип ее состоит в максимизации производства материальных благ для удовлетворения потребностей людей и общества при сокращении затрачи¬ваемых ресурсов. Этот общий критерий может быть конкретизирован по раз¬личным прикладным направлениям.

На практике удовлетворение частнопредпринимательских потребностей и общественных может не совпадать. Дело случая, будет ли сочетаться достиже¬ние максимальной прибыли с общественным критерием эффективности на том или ином участке воспроизводства или общественной жизни. К примеру, наиболее прибыльно именно асоциальное использование ресурсов: производ¬ство и реализация наркотиков, оружия, алкоголя и т.п. Иногда даже производ¬ство полезных благ сопровождается общественно-вредными последствиями, например экологическими. Вот почему необходим субъект, определяющий рамки общественнополезного использования ресурсов. Этим субъектом явля¬ется государство, которое своей экономической политикой призвано обеспе¬чивать реализацию общественного интереса.

Таким образом, наблюдается как минимум двухуровневый критерий эконо¬мической эффективности даже в сфере функционирования индивидуального и частного производства.

Дополнение локальной - (хозрасчетной) эффективности критерием общест¬венной составляло характерную особенность плановой экономики. Мелкото¬варное и раннекапиталистическое производство не очень нуждались в таком со¬четании. Но с усложнением технологических систем, возникновением опасных производств, техногенных катастроф, глобальных кризисов, криминализации экономики остро проявляется необходимость дополнения принципа прибыли критериями общественной эффективности, причем роль последних будет воз¬растать по мере развития обобществления и интернационализации хозяйства.

В действительности существуют разнообразные проблемы и решающие их структуры (институты), которые формально нельзя причислить ни к государст¬венным, ни к частным. Так, центральные банки решают общегосударственные проблемы, хотя не считаются государственными. В США, например, не только ФРС, но и федеральные банки не считаются частными. Они базируются на ка¬питале коммерческих банков соответствующих регионов, но проводят полити¬ку ФРС. Федеральные банки называют "квазиобщественными". Хотя данное определение страдает неточностью, оно все же проясняет, что федеральные банки не являются частными. С позиции воспроизводственного подхода их правомерно причислить (с оговоркой на двойственность) к субъектам государ¬ственной собственности .

Для каждого класса экономических задач существуют свои критерии эф¬фективности. Они тесно связаны со структурой и субъектами определенных интересов. Едва ли была неотложной необходимость форсированного обраще¬ния в государственную собственность предприятий бытового обслуживания населения, производства ряда предметов потребительского назначения. С дру¬гой стороны, совершенно неоправданно последовавшее в годы реформ превра¬щение в частные жизнеобеспечивающих отраслей экономики, сформировав¬шихся к тому же как единые народнохозяйственные комплексы: энергетики, связи, ключевых видов транспорта.

Существует универсальный критерий экономического эффекта, как для функционирующих форм собственности, так и для их преобразования. Правда, имеются некоторые разночтения при его трактовке в рамках различных на¬правлений экономической теории. Согласно принципам политической эконо¬мии, необходимость смены форм собственности связывается с уровнем разви¬тия производительных сил. Если прежняя форма собственности сковывает раз¬витие производительных сил и формирует новый субъект, заинтересованный в технологическом прогрессе, смена господствующих форм собственности ста¬новится объективной экономической необходимостью. Соответственно новая форма собственности призвана дать простор развитию производительных сил. В конечном счете прогресс способа производства ведет к росту объемов выпу¬ска и эффективности, что составляет базу для социального прогресса.

Смена форм собственности, если она реализуется как объективная эконо¬мическая необходимость, имеет колоссальную формационную и преобразую¬щую силу. Но если смена форм собственности является не результатом объек¬тивно вызревшей экономической необходимости и осуществляется в интере¬сах субъекта, не заинтересованного в технологическом прогрессе, последствия будут иными, разрушительными. Следует добавить также, что даже если смена форм собственности объективно назрела, необходимы еще методы и формы преобразований, адекватные назревшей необходимости. Иначе тенденция мо¬жет не реализоваться, либо будет осуществлена в деформированном виде.

В рамках неоклассической экономической теории отмеченное положение формулируется в иной форме, хотя суть его та же. Утверждается, что преобра¬зование форм собственности выступает объективной необходимостью в том случае, когда дополнительная выгода (или экономия) от изъятия ресурсов из одной формы собственности и перемещения в другую больше потерь от изъя¬тия ресурсов из прежней формы. По сути, этот критерий совпадает с политэкономическим, поскольку добавочная выгода от смены форм собственности мо¬жет быть результатом технологического прогресса (включая организацион¬ный). С другой стороны, результатом развития производительных сил является либо дополнительное производство, либо удельная экономия.

Заключение:

В курсовой работе рассмотрены существующие механизмы изменения форм собственности:

1) Приватизация - система экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

2) Национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства.

3) Интеграция - процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух или более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни.

4) Демонополизация – механизм выявления и преодоления монополизма в экономике.

В работе показано, что специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не обозначает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

В отношении процессов национализации в курсовой работе показано, что в состав национализируемого комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, необходимая для достижения целей национализации. Национализация имущества для удовлетворения потребностей субъектов РФ и муниципальных образований не допускается. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.

Решения о национализации принимаются на основании акта правительства РФ. В решении о национализации должно содержаться наименование национализируемого имущества, наименование лица, являющегося его собственником.

В соответствии с законопроектом, решение о национализации должно приниматься в случае, если закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает наименование стратегической продукции, для удовлетворения потребностей в которой и проводится национализация.

Похожие работы на данную тему