Воспитание культурно-гигиенических навыков дошкольников

Название работы: Воспитание культурно-гигиенических навыков дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки» в программах обучения и воспитания в детском саду детей младшего дошкольного возраста 5

1.2. Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 8

1.3. Методика формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников 11

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1. Констатирующий эксперимент 19

2.2. Формирующий эксперимент 21

2.3. Контрольный эксперимент 22

Выводы по второй главе 25

Заключение 26

Рекомендации 28

Литература 29

Приложение………………………………………………………………………31

Выдержка:

Введение:

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.

Поэтому мы считаем актуальной и правомерной тему нашего исследования: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Цель исследования – изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольн6ого возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

3. Предложить рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Глава 2:

Цель констатирующего эксперимента – диагностика исходного уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Задачи:

1. Подбор (разработка) диагностической методики для выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников;

2. Проведение диагностики;

3. Анализ результатов диагностики и определение направлений работы на формирующем этапе эксперимента.

Методы:

Наблюдение.

В исследование участвовали дети младшего дошкольного возраста:

Аминева Гульнур

Андреев Вадим

Банников Тимур

Басыров Раушан

Каримова Альфия

Костенко Лена

Малышев Сергей

Сафонова Маша

Фаизова Рита

Чеботаева Седа

Наблюдение в процессе проведения режимных процессов

Цель: выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков.

Протокол наблюдения см. в приложении 1.

Результаты см. в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков на констатирующем этапе эксперимента

№ Ф.И. Количество ярко выраженных

критериальных качеств Количество

качеств проявляющихся

время от времени Количество непроявляющихся качеств уровень

1 Аминева Гульнур 7 0 0 высокий

2 Андреев Вадим 0 7 0 средний

3 Банников Тимур 0 3 4 низкий

4 Басыров Раушан 0 0 7 низкий

5 Каримова Альфия 7 0 0 высокий

6 Костенко Лена 0 7 0 средний

7 Малышев Сергей 0 2 5 низкий

8 Сафонова Маша 0 7 0 средний

9 Фаизова Рита 0 0 7 низкий

10 Чеботаева Седа 7 0 0 высокий

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста определяются по преобладанию той или иной степени выраженности наблюдаемых качеств.

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков считается высоким, если у ребенка большинство качеств ярко выражено, средним, если большинство качеств проявляется время от времени, низким, если большинство качеств не проявляется.

Вывод: Таким образом, в результате наблюдения было выявлено 30% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 50% - со средней, 20% - с низкой.

2.2. Формирующий эксперимент

Цель: выбор форм, средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, подготовка и реализация воспитательной работы.

Задачи:

Провести планирование, разработку конспектов и подготовку воспитательных мероприятий;

Апробировать их;

Повысить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников поведения дошкольников.

Заключение:

В содержании культуры поведения дошкольников можно ус¬ловно выделить следующие компоненты: культура деятельнос¬ти, культура общения, культурно-гигиенические навыки и при¬вычки.

Культурно-гигиенические навыки — важная состав¬ная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, со¬держания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблю¬дении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смот¬реть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, ре умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

К числу основных условий успешного форми¬рования культурно-гигиенических навыков от¬носятся рационально организованная обста¬новка, четкий режим дня и руководство взро¬слых.

В первой главе нашего исследования были рассмотрены задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в программах «Радуга», М.А. Васильевой, «Детство». Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

В результате констатирующего наблюдения было выявлено 30% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 50% - со средней, 20% - с низкой.

Целью формирующего эксперимента был выбор форм, средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, подготовка и реализация воспитательной работы.

В ходе формирующего эксперимента мы использовали следующие формы, средства и методы воспитания: театрализованные игры, занятия, показ, пояснения, оценка взрослого и т.д.

Целью контрольного эксперимента было анализ и оценка проведенной работы.

В результате наблюдения было выявлено 70% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 30% - со средней, 0% - с низкой.

Похожие работы на данную тему