Роль общей теории права в развитии юридической науки и совершенствовании законодательства

Название работы: Роль общей теории права в развитии юридической науки и совершенствовании законодательства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

ТГП

Страниц:

44 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА 5

1.1. СУЩНОСТЬ ПРАВА И ПРАВОВЫХ НОРМ 5

1.2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 9

1.3. ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 17

1.4. СИСТЕМА ПРАВА 21

2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Выдержка:

Введение:

Построение правового государства является одной из важнейших перспек-тивных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеаль-ной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового госу-дарства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, полити-ческие и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального соци-ального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Разновидностью теории правового государства является концепция "гос-подства права". Примечательно, что теория "господства права" и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение общественных отношений мыслилось только посредством пози-тивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.

Но все же, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в со-временном обществе занимает право (в его позитивном, т.е. юридическом смысле).

В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отве-дена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тен-денции их развития и преобразования.

Глава 2:

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с инте-ресами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккуму-лируется опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качест-вом общества является организованность, упорядоченность образующих соци-альную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходи-мость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особен-ностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной об-щественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функ-ции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицатель-ные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наобо-рот, ее излишняя регламентация. Эта мера , выражающая объем и интенсив-ность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необхо-димость их согласованного и скоординированного развития. Во-вторых, в про-цессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных со-циальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрас-тает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование от-носительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается ре-шающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере развития соци-альной жизни происходит изменение качества регулирования , усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их на-растающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей систе-мой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных меха-низмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирова-ния на потребности общественной системы, ее экономики, политической вла-сти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального про-гресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулиро-вания, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объ-ективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой мо-дели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от ко-торых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.

Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру со-циального регулирования. Первая - это такая модель основных организацион-но-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обуслов-лена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное поло-жение организационно нормативных форм социальных регуляторов, дейст-вующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую рас-становку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, об-стоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфра-структура есть особая, в наличии существующая реальность, данность норма-тивно -организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирова-ния которых объективно существует.

Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенство-вание правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются опреде-ленной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Также важнейшей особенностью права, определяющей его место в качест-ве специфического регулятора является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходи-мость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу привер-женности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный по-рядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объек-тивной необходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произ-вола со стороны государства.

Также следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. сово-купность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, ис-ключает возможность существования различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, что-бы исключить возможность их различного толкования. При этом все возни-кающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юри-сты.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательно-стью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере дейст-вия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руково-дствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Похожие работы на данную тему