Гражданство в Российской Федерации

Название работы: Гражданство в Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА 5

2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15

3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18

4. ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Выдержка:

Введение:

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства синтезированы наиболее сущест-венные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологи-ческие связи и отношения, которые существуют между гражданином и госу-дарством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напря-мую от гражданства.

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека со своим государст-вом, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государ-ства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на совей территории и оказывать им покровительство, когда они нахо-дятся за ее пределами.

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и на-селение связаны единством территории. В государственно-организованном об-ществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства - наиболее ти-пичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически - институтом гражданства.

Социальную основу гражданства, таким образом, составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, при-надлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству вы-ступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в ин-ституте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приоб-ретения, прекращения гражданства и т.д.

Гражданство, будучи основой правового положения человека в государст-ве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. В Россий-ской Федерации вопросы гражданства в последние годы привлекают особое внимание. После распада СССР собственное гражданство РФ, существовавшее ранее чисто символически, превратилось в одну из важных характеристик суве-ренного государства. Миллионы россиян для всего мира теперь стали гражда-нами РФ как субъекта международного права, что определяет важность и акту-альность выбранной темы. Именно обладание гражданством предоставляет че-ловеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность. Правом человека является и изменение гражданства.

Глава 4:

Двойное гражданство означает наличие у российского гражданина граж-данства одного и более иностранных государств. Практика показывает, что в законодательстве большинства государств не признается этот принцип. Что и понятно, т.к. гражданство - это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные зако-ном политические права. Двойное гражданство порождает целый ряд практиче-ских проблем, ставит под сомнение прочность и неоспоримость связи, сущест-вующей между человеком и государством, а также множество других проблем правового, морального и экономического характера. Вместе с тем, в Федераль-ном законе о гражданстве пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как граж-данин России. А приобретение гражданином России иного гражданства не вле-чет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 62 Конституции РФ приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не затрагивает его право-вого статуса, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской Федерации и одновременно не освобождает от выполне-ния конституционных обязанностей.

Российское государство не поощряет двойного гражданства и требует от лица, подавшего заявление о приеме в российское гражданство, обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или За-коном о гражданстве либо отказ от иного гражданства невозможен в силу не за-висящих от лица причин.

Положения части 3 ст. 62 устанавливают конституционные основы право-го статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федера-ции. Согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином является физи-ческое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказатель-ства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Заключение:

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и на-селение связаны единством территории. В государственно-организованном об-ществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства - наиболее ти-пичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически - институтом гражданства.

Социальную основу гражданства, таким образом, составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, при-надлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству вы-ступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в ин-ституте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приоб-ретения, прекращения гражданства и т.д.

Трактовка гражданства как членства лица в государстве логична с позиций понимания государства в качестве публично-правового союза населения в рам-ках определенной территории, политически организованной общности людей. Принадлежность лица к государству следует понимать не буквально, а как членство в государстве, как принадлежность к государственно-организованному обществу, которая юридически закрепляется и оформляется гражданством личности.

С юридической точки зрения гражданство выступает как явление, с одной стороны, "объективного права", а с другой - "субъективного права". В первом случае гражданство представляет собой институт конституционного права. Во втором случае речь идет о гражданстве как о признанной (закрепленной) зако-ном принадлежности лица к конкретному государству. В этом качестве граж-данство опосредуется правами личности по поводу гражданства (его приобре-тения, прекращения и т.д.).

Весьма распространенным в юридической литературе является рассмотре-ние гражданства в качестве правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин. Различие во мнениях определяется лишь расхожде-ниями в наборе их взаимных прав и обязанностей. Однако следует учитывать, что с признанием принадлежности лица к государству последнее берет на себя одновременно обязанность защиты этой правовой связи. Здесь просматривается внутренняя прямая связь двух сторон в деятельности одного субъекта (государ-ства): признание принадлежности и охрана этого признания, через которую и проявляется в данном случае его социальная сущность и назначение. Это отно-шение не может быть подменено связью разных субъектов, как это делается при рассмотрении гражданства в качестве правоотношения. Признание за ли-цом гражданства со стороны государства не может быть поставлено в один ряд с установлением юридических прав и обязанностей лица, выступающего граж-данином данного государства. Возникающие при этом связи разноплановы и не могут быть отождествлены. Иными словами, нужно четко различать связи разных порядков.

Похожие работы на данную тему